Навигация по статье “Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности: думай и богатей – повторить N раз”:
- Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности: внутренний мир и формирование
- Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности: отношения с другими
Люди с обсессивным и компульсивным типами личности опираются на мышление и действия, логически мыслят, уважают дисциплину, аккуратность и умение решать практические задачи.
Мышление и действия поощряются в западной культуре, в противоположность чувствам, ощущением, интуиции или мечтательности. «Думай и богатей» или «спасение через труд»- понятный призыв для обсессивного и компульсивного типа личности, который контролирует жизнь с помощью мышления и поступков.
Этот тип личности хочет правильно думать или «рефлексировать», как принято говорить в массовой психологии, и правильно действовать, чтобы контролировать случайности.
В норме – это рациональные практичные люди, опирающиеся на разум. В патологии – пациенты, страдающие навязчивыми нежелательными мыслями или действиями, которые не поддаются контролю: постоянное мытье рук, проверка выключателей, либо изматывающие повторяющиеся мысли.
Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности: внутренний мир и формирование
Ребенка обсессивного и компульсивного типа родители рано приучают к ответственности – ходить на горшочек, содержать в чистоте одежду, контролировать эмоции.
Мать кормит по расписанию, укладывает спать в одно время, устанавливает законы в ванной комнате, запрещает мастурбировать и шуметь, наказывает за разговоры не по делу. У ребенка формируются завышенные ожидания к себе, перфекционизм и жесткие моральные нормы.
Родители обсессивно-компульсивного ребёнка транслируют ключевое семейное послание – «время проводи с пользой». «Нельзя тратить время зря», «делу – время», «займись делом, нечего ерундой страдать» – эти и прочие родительские фразы вспоминают люди обсессивно-компульсивного типа личности. В итоге человек не научается «бить баклуши», не умеет отдыхать без плана, и вообще отдыхать, так как чувствует вину, если позволит себе провести время без пользы.
В семье было принято доедать еду с тарелки, меня заставляли доедать против желания. «Нельзя оставлять еду, когда в мире люди голодают» – говорила мама. До сих пор я съедаю еду с тарелки до конца, не могу выкинуть старый хлеб, делаю из него сухари.
Из терапевтической беседы
Обсессивно-компульсивным характером могут обладать старшие дети в семье. Родители заняты работой и бытом, устанавливают стандарты поведения и ожидают их соблюдения в раннем возрасте ребенка. Старший ребенок должен хорошо учиться, правильно себя вести с соседями, родственниками и помогать. Родители поощряют правильное поведение и наказывают за неправильное.
Если родители любящие, то ребенок вырастает с обсессивно-компульсивным типом личности, много от себя ожидает, имеет список жизненных целей, и опыт детских достижений.
Если родители неразумно требовательны и щепетильны, наказывают не только за проступки, но порицают за сопутствующие проступку желания и мысли, то характер ребенка становится более выраженным в сторону патологии.
Что подумают люди, если ты будешь толстой? Никто не захочет дружить с тобой, если ты будешь так себя вести! Ты уже большая и могла бы лучше убираться в доме! – вспоминает морализаторские послания матери клиентка, с компульсивной психопатологией – нервной булимией.
С обсессивным и компульсивным типом личности связан также противоположный вариант семейного уклада. Это воспитание в семье некомпетентных родителей-разгильдяев в отличие от контроля и морализма опекающих родителей.
Тогда ребенок принимает решение не походить на родителей – стать организованным, образованным, компетентным, держать все под контролем. Такие стандарты не практиковались в семье, поэтому становятся жесткими и соблюдаются без чувства меры.
Я решила, что никогда и ни за что не стану такой, как мои родители. Я добивалась всего сама – перевелась в другую школу, поступила в ВУЗ, работала по ночам. Но сексуальному искушению противодействовать крайне трудно, я ненавижу себя за это.
Из терапевтической беседы
Обсессивный тип личности склонен к размышлениям, не чувствует побуждений реализовывать свои идеи. Компульсивный тип личности склонен действовать и «рваться в бой», прежде чем обдумает происходящее.
В ситуациях выбора обсессивный тип личности сильно переживает из-за потери вариантов в результате выбора. Бесконечные сомнения одолевают обссесивный тип личности, решение откладывается до тех пор, пока не придет «идеальное». Люди этого типа составляют списки «за» и «против», используют техники принятия решений, раскладывают по полочкам возможные варианты, желая избежать потери альтернатив.
Прокрастинация иногда продолжается до крайнего срока, когда обстоятельства определят выбор.
Компульсивная личность в ситуации выбора чувствует побуждение к действию. Общая причина в обоих случаях – прокрастинации или поспешных выборов – страх ошибки и чувство вины, если совершить хоть малюсенькую ошибку.
Таким образом, страх принять неправильное решение приводит либо к бесконечному обдумыванию, либо к поспешным бездумным действиям.
Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности боятся собственных негативных чувств или черт характера и внутренне критикуют себя за них. Причем предмет критики зависит от посланий семей, в которых компульсивный или обсессивный человек вырос – сексуальность, жадность, лень или зависть.
Личность человека с обсессивным и компульсивным типом организована вокруг идеи контроля и моральной чистоты. Правильное поведение приравнивается к удержанию в узде плохих частей собственного Я – агрессии, гнева, лени, зависти, похоти, жадности, трусости.
Один священник сказал, что дьявол мысли человека не слышит, только Бог слышит. Я поняла, что не стоит укорять себя за плохие помыслы, ведь важно не то, что думаю, а как поступаю. Раньше я ругала себя даже за недостойные мысли!
Из терапевтической беседы
Некоторые обсессивные люди испытывают гордость за строгость собственных требований к себе.
Поскольку обсесивные и компульсивные люди ценят самоконтроль, порядок, надежность, верность и испытывают трудности с ослаблением контроля, то снижаются способности в сферах, связанных со спонтанностью – сексуальность, игра и юмор.
Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности: отношения с другими
В отношениях обсессивные и компульсивные люди сознательно честны, серьезны и доброжелательны, а бессознательно – агрессивны, гневливы и недоверчивы. Сознательно они ведут себя располагающе, однако у противоположной стороны создается впечатление присутствия оттенков раздражительности и критики.
Атмосфера завуалированной критики обескураживает и заставляет других людей отдаляться, либо оставаться на уровне приятельских отношений с обсессивным и компульсивным человеком.
У меня нет отношений с молодыми людьми, и я не понимаю почему? Редкие встречи ничем не оканчиваются, либо я вызываю раздражение у другого человека…
Из терапевтической беседы
Разум и пунктуальность, чистота и владение собой в противовес хаосу, грязи и эмоциональности рождает подспудный гнев на тех, кто живет иначе – легко, спонтанно, не думая о последствиях.
Этот гнев изначально направлен на родителей, которые чрезмерно контролировали ребенка, и в борьбе с которыми ребенок обречен на проигрыш. Позднее гнев прячется вглубь и возвращается, когда ситуации беспорядочности вызывают раздражение у обсессивно-компульсивного человека. Праведный гнев человек выражает открыто, либо пытается скрыть, если не хочет разрушать отношения с человеком, который вызвал раздражение.
Представление о том, что гнев разрушит отношения, что после выражения гнева и раздражительности последует наказание – разрыв или холодность, страшит обсессивно-компульсивного человека.
В больнице мать обнимала и успокаивала плачущего и дерущегося ребенка после укола. Я была уверена, что надо дисциплинировать ребенка, прикрикнуть или наказать, ведь укол для его же блага! Никогда не думала, что можно с любовью и сочувствием гладить ребёнка, который в обиде и гневе из-за боли бьет кулачками маму.
Из терапевтической беседы
Экологичное выражение гнева или критики развивают отношения, для этого нужно научиться чувствовать эмоциональное состояние, наслаждаться им и экологично выражать с помощью метафор или юмора.
Для человека такого характера важно понимать, что критическое отношение к себе и другим не скроется усилиями быть «хорошим» и уважительно уступать в отношениях. Страх разрыва диктует внешне уважительное «правильное» поведение, при внутреннем раздражении.
«У нее все так чисто, что невольно хочется обосраться» – комментарий мужчины, женатого на обсессивно-компульсивной женщине. Во взаимодействии с обсессивно-компульсивным человеком столько безупречности, что невольно возникает желание уравновесить противоположным – испорченностью, греховностью.
Психика компульсивного человека защищается от чрезмерной морали или жестких планов и требований к себе с помощью навязчивых деструктивных действий. Алкоголизм, сексоголизм, шопоголизм, анорексия и булимия – связаны с потерей самоконтроля. Во время «приступа» – выпивки, покупок, секса, обжорства или голода человек расслабляется и не контролирует себя. Навязчивые «приступы» – компульсии на время помогают избежать трудных чувств.
Навязчивые действия или мысли усиливаются в стрессе, при жизненных трудностях или неудачах, и ослабляются при контакте с чувствами и опасениями, которые скрываются за навязчивостью.
Зачем мне нужно это чувствовать? – в терапии частый вопрос людей с обсессивным и компульсивным типом личности. Ответ заключается в том, что вредно не чувствовать. Эмоции заставляют человека ощущать себя живым, человечным, даже если это «не хорошие» эмоции.
Когда человек в контакте с чувствами – понимает что чувствует, называет чувство или эмоцию, в состоянии выдержать накал эмоций, тогда он способен понять, что чувствуют другие. Чувствуешь – понимаешь свои желания и понимаешь других. Избегаешь чувств, не чувствуешь – себя не поймешь и «камня за пазухой» со стороны другого не почувствуешь.
Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности фокусируются на деталях – не видят леса за деревьями. Психика разбивает эмоционально-заряженное целое на части. Музыка слишком трогает душу, а если обсуждать мелодию, вступление или кульминацию музыкального произведения, то накал эмоций снижается.
Полный доступ к статье имеют только зарегистрированные пользователи.
Регистрация - бесплатно!
Если ранее Вы уже регистрировались, то войдите на сайт
Читайте также другие статьи о типах личности:
Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:
«Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности: думай и богатей – повторить N раз»
Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.
Здравствуйте Елена! Мне кажется, я прям про себя прочитала… Перед принятием решения я всегда записываю в блокноте все ЗА и ПРОТИВ, описываю возможные последствия того или иного выбора. Контроль эмоций, жесткие моральные нормы, – это все тоже было всю жизнь (мне сейчас 26). И я всегда и везде опаздываю, вот прям жду до последнего, а потом бегу сломя голову и все равно опаздываю. И ведь понимаю же, что опаздывать нельзя, но ничего не могу поделать(( Может, это все из-за моего типа личности??
Да и честно говоря, в сексуальной сфере хочется какого-то взрыва эмоций, чувств, чтобы прям забыть обо всем остальном, но я не могу: я же тогда потеряю контроль… И это очень пугает, я не хочу всю жизнь прожить вот так. Можно ли от этого избавиться, как-то научиться ослаблять контроль, научиться спонтанности?
Здравствуйте, Олеся!
Рада, что вы узнаете себя в описании и «научиться спонтанности» – хороший вопрос! Спонтанность противоположна контролю, пытаться научиться спонтанности – пытаться контролировать неконтролируемое. От контроля спонтанность «задыхается».
Спонтанность – это поток, непроизвольная активность, расслабление и радость жизни. Контроль – волевая активность, напряжение, собранность. Важен баланс между ними. Спонтанность как у стрекозы и контроль как у муравья в басне Крылова.