Вопросы психологамРубрика: Депрессия, апатия, пониженный тонусПосле болезни и смерти мамы ничего не хочу, ничто не радует, депрессия
+1 1 -1
Елена 31.01.21 в 17:13
После болезни и смерти мамы ничего не хочу, ничто не радует, депрессия
Последнее время не могу понять, что со мной происходит: в июне 2020 года я, муж и мама заболели COVID-19, целый месяц лежали в стационаре, мы с мужем вернулись домой, а моя мама умерла. После смерти мамы прошло уже практически семь месяцев, а в жизни не получается придти к какому-то равновесию. Не знаю, связано ли это со смертью мамы либо с тем, что я переболела коронавирусной инфекцией, но невозможно собрать себя в кучу, делать ничего не хочется, ничего не радует, на работу хожу на автомате, нет былого интереса. Депрессия это или нет?
Я бы лежала на диване и все, даже еду готовлю, когда сын приезжает из другого города (он там учится), покупаю в основном полуфабрикаты, хотя когда мама была жива, я готовила, убирала и делала все по хозяйству. Сейчас я полностью развалилась, у меня нет сил, болит то там, то здесь. И непонятно, когда это все закончится.
Пытаюсь найти занятия: читаю разные статьи в интернете, но ловлю себя на том, что сайты в основном на медицинскую тематику. Как будто притягиваю все негативное. Но по-другому не получается, на работу приходишь, там одни разговоры, кто у кого заболел, умер. Даже когда у моей сестры родился внук я радовалась, но не так как раньше.
Понимаю, что надо встать с дивана, но что-то не пускает. Я себе каждый день обещаю, что сегодня буду делать то и то, но прихожу с работы и ничего не меняется. Может это просто лень? Но раньше такого не наблюдалось. Так и живу, жду лето, может станет лучше.
Я бы и на работу не ходила, если бы не нужны были деньги на еду. Мне все равно, скорей бы конец рабочего дня наступил. Думала даже сменить работу, но искать ничего тоже не хочу. Я выгорела по всем фронтам.
Как себя заставить что-то изменить? Муж не может посодействовать, так как сам после болезни очень пассивный. Попробовали затеять ремонт в ванной, поссорились из-за выбора плитки, муж не хочет ехать в магазин, я без него тоже не хочу, что ни делаем, не идут дела. Живём в маминой квартире, может обстановка так влияет. Муж говорит, что сделаем когда-нибудь ремонт, поменяется обстановка и станет лучше. Может он и прав. А может, когда пройдет пандемия?
Вопросов много, а ответов нет. Занимаюсь самокопанием вместо активных действий. Чем дальше, тем глубже. Мне хорошо, когда я одна дома, лежу и думаю, а что надо идти что-то делать, меня не волнует. Наверное, рецептов не существует, кроме как заставить себя встать и пойти, но это для меня очень сложно.

1 ответ
+1 1 -1
Здравствуйте, Елена! Возможно, коронавирус, и усугубил Ваше переживание, но потеря матери - это сам по себе очень сложный для психики человека процесс, требующий огромных энергозатрат. Поэтому то, что вы ощущаете отсутствие сил, как психических, так и физических - это, скорее, нормально даже через 7 месяцев.
В период внутриутробного развития ребёнок улавливает эмоциональные реакции матери на внешние стимулы и потом эти реакции становятся как бы его собственными. И потом, в детстве, поведение ребенка выстраивается на материнских поощрениях. То есть, мы учимся и впоследствии привыкаем любить и делать то, что нравится маме, и не делать того, что ей не нравится. И потом, будучи взрослым и даже находясь очень далеко от матери, человек бессознательно хранит внутри ее образ и выстраивает своё поведение в соответствии с тем, что его психика запомнила, как "правильное" с маминой точки зрения.
Вы пишете "хотя, когда мама была жива, я готовила, убирала и делала всё по хозяйству". Может ли быть связана Ваша готовность в прошлом заниматься хозяйством с тем, что мама это считала правильным, что ей нравилось, что Вы это делаете? И что теперь, когда мамы нет с вами, из Вашей деятельности по хозяйству исчез смысл?
Когда мать человека уходит из жизни, то ее внутренний образ и его (образа) влияние на личность претерпевает серьезные изменения. Иногда человек может физически чувствовать отсутствие опоры, как будто позвоночник стал слабый. Ощущение потерянности - тоже частый спутник переживания утраты близкого человека. Эти симптомы проходят через время, но не быстро. Вообще, в норме, взрослому
человеку требуется около года на восстановление после утраты. И это при отсутствии отягчающих факторов, как, например, перенесенное заболевание.
В идеале, для того, чтобы восстановиться после потери близкого человека (а мать является одним из наиболее значимых близких), нужна психотерапевтическая поддержка - она помогает осознавать изменения, которые происходят в личности человека, в его восприятии окружающего мира.
В любом случае, если Ваш организм не готов к какой-либо активности, заставлять его делать что-то точно не стоит. Иногда мы не в состоянии осознать нагрузку, которой подвергается организм в данное время, и поэтому нам кажется, что нужно приложить усилия и начать делать то, что делать не хочется. На работу-то Вы ходите, а это тоже немаленькая нагрузка, учитывая Ваше нынешнее самочувствие.
С одной стороны, Ваше проживание в квартире мамы может создавать дополнительный стресс - каждая мелочь постоянно напоминает о маме и о ее уходе из жизни. С другой стороны, ремонт - это тоже немалый стресс, плюс дополнительная нагрузка на тело и психику, которым и так сейчас нелегко.
Поэтому тут сложно сказать, что было бы лучше в Вашей ситуации.
Но если, как Вы написали "болит то там, то здесь", возможно, стоит обследоваться на тему выяснения причин боли.
Вы пишете "Я каждый день себе обещаю, что сегодня буду делать то и то, но прихожу с работы и ничего не меняется".
Попробуйте, пожалуйста, представить, что будет, если Вы перестанете себе обещать что-то делать после работы? И даже, наоборот, пообещаете себе не пытаться заставлять себя делать что-либо сверх посещения работы и всего, что с ней связано (полагаю, что Вы ещё, как минимум, приводите в порядок одежду для работы, причесываетесь и т.д, а это тоже требует каких-то сил, ещё добираетесь до работы). Что, если то, что Вы делаете сейчас - это максимум, на который способен в данное время Ваш организм?
Я бы добавила, что в такой ситуации стоило бы себя ещё хвалить и благодарить за то, что и причесалась, и на работу сходила, и поела. А потом легла на диван и умница - потому что надо отдыхать. Если собралась с силами и записалась к врачу - вдвойне умница, поскольку и это требует усилий, которые Вам даются сейчас с большим трудом. Посетила врача - отдельная благодарность. Начала выполнять его предписания - ещё одна. Какое-то время так и будет продолжаться и здесь главное - это хотя бы не обесценивать те усилия, которые Вы уже делаете для того, чтобы было, как есть сейчас, а не хуже.
Тем более, что из ваших слов понятно, что обстановка на работе - это дополнительная нагрузка на психику. Есть ли у Вас возможность хотя бы какое-то время поменьше разговаривать с коллегами, чтобы в Вас не загружались разговоры о чьих-то ещё болезнях и смертях? Это может выматывать даже здорового во всех отношениях человека.
"Пытаюсь найти занятия: читаю разные статьи в интернете, но ловлю себя на том, что сайты в основном на медицинскую тематику". На сайтах с медицинской тематикой Вы пытаетесь найти какую-то конкретную информацию или просто заполняете этим чтением время? Если ищете что-то конкретное, то хорошо бы знать точно, что и зачем? Если же просто читаете "фоном", то, может быть, попробовать заполнять время как-то иначе?
Например, поразмышлять о том, что есть в Вашей жизни такого, что хоть немножечко прибавляет Вам сил или просто улучшает настроение.
Например, Вы пишете "мне хорошо, когда я одна дома, лежу и думаю, а что надо идти что-то делать, меня не волнует" - вот это уже что-то, отчего Вам хорошо. Поэтому пусть этого "одна дома, лежу и думаю" будет побольше. Для изменений нужны ресурсы, а у Вас в данное время их нет, поэтому их нужно накопить. А накопить Вы их сможете, только если перестанете себя заставлять делать то, на что нет ни сил, ни желания, а ещё перестанете себя "есть" за то, что ничего не делаете. Дайте себе времени столько, сколько понадобится. И параллельно вспоминайте всё, отчего Вам когда-то было хорошо - какая-то особенная еда, прогулки в определенных местах, людей, с которыми Вам было приятно общаться, цветы, запахи и что угодно ещё. И может быть, что-то из того, что Вам вспомнится, можно как-то осуществить - заказать доставку или созвониться с кем-то, кого приятно или просто интересно было бы услышать. Приятные мысли и воспоминания - это ресурс психики, из которого можно понемногу черпать силы, пока Вы можете только лежать. И думать/вспоминать приятное - это уже помощь себе и за это тоже стоит себя благодарить, поскольку даже это в Вашей ситуации требует усилий. Сразу не надо пытаться делать для себя что-то, а можно завести список для того времени, когда сил станет немножечко побольше. (Завели список - благодарность себе за то, что сделали это.) Ещё вспоминать, что Вам в обыденной жизни доставляло удовольствие - может, к примеру, ванна при свечах или какие-то фильмы любимые. И тоже вносить в список. (Записали в список один или несколько пунктов - благодарность себе, так как это тоже работа, направленная на помощь себе в трудной ситуации.)
И когда сил станет побольше, можно открывать список и выбирать из него то, что в данный момент проще всего выполнить, или то, чего Вам больше всего в тот момент захочется. Так Вы постепенно начнёте восстанавливать силы. Главное - не торопиться.
По поводу того, что может помочь запустить желаемые изменения в ближайшее время. Вот Вам нравится сейчас лежать, и когда Вы лежите, обратите внимание, в какую сторону Вы чаще всего смотрите и что видите перед собой. Если перед Вами стена, то на неё можно повесить какое-нибудь изображение, которое Вам приятно видеть. Это необязательно должна быть какая-то супер-картина, можно хоть из журнала вырезать и прикрепить булавками. Если перед Вами окно, то можно сменить занавеску (необязательно дорогую, главное, чтобы Вашим глазам приятно было смотреть на неё). Визуальная система восприятия быстрее всего реагирует на изменения, поэтому, если Вы добавите в поле своего зрения что-то, на что Вам приятно смотреть, Ваше состояние начнёт меняться. И также можно писать в тот же список свои желания, что ещё радующее Ваш взгляд Вы хотели бы добавить в свою квартиру (записали один или несколько пунктов - благодарность себе за помощь в восстановлении). Ремонт - это слишком серьезные изменения и вложения сил, а вот купить новую чашку (которая нравится) намного проще. То же самое по поводу одежды, в которой Вы лежите. Лежите в том, что Вам нравится. Пусть даже сейчас Вам всё равно, в чём лежать, но, если Вам будет нравиться одежда, в которую Вы одеты, это постепенно будет воздействовать на Ваше состояние. Это называется "искусство маленьких шагов". Главное - дать себе время.
Желаю Вам бережного отношения к себе.