Вопросы психологамРубрика: Родители и детиДети (16 и 5 лет) постоянно ссорятся и дерутся. Это нормально?
Аватар
+1 1 -1
Нина 20.01.20 в 18:24
Дети (16 и 5 лет) постоянно ссорятся и дерутся. Это нормально?
И да ... они два мальчика. Может это и влияет, но я бы не стала обращаться к вам, если разница в возрасте между ними не была такой значительной. Они не то, что дерутся. Просто старший постоянно даёт люлей младшему, стукнет по голове; даёт пинков; лупит руками.
Мы с мужем его наказываем за это, а он стал ещё более чаще и более агрессивнее стукать младшего... не в полную силу, конечно. Может нам не надо было его наказывать? И не вмешиваться в этот процесс? Просто мы с мужем думали, что в таком возрасте он будет к младшему относиться боле-менее снисходительно.
Однако, они же два парня в любом случае. Должно ли так было быть вообще изначально? Или же упущение в воспитании, что маленьких обижать нельзя? И если бы у них не было драк, то можно ли это было считать за отклонение от нормы?

3 ответ
Дарья Гуляева
+1 1 -1
Ответ психолога на Дети (16 и 5 лет) постоянно ссорятся и дерутся. Это нормально?
Нина, здравствуйте
Начну с ответов на ваши вопросы. Да, драки между детьми возможны, но, скорее, между детьми с меньшей разницей в возрасте и в более младшем возрасте, когда дети еще не умеют справляться с агрессией и кусают обидчика (например, "захватчика" игрушки), бьют кулачком другого, не в силах справиться с аффектом. Ваша ситуация иная. Вы пишите, что
старший постоянно даёт люлей младшему, стукнет по голове; даёт пинков; лупит руками
То есть, речь идет не о драке между примерно равными по силе "противниками", а, фактически, о травле, буллинге, и это не является нормальным, это не вариант нормы. Вы пробовали наказывать старшего сына, и это вызвало только усиление агрессии. Другими словами, наказание не сработало и имело худшие последствия.
Понимаете ли вы, почему? Вы не написали, как именно вы наказали. Думаю, это важно.
Ваш младший сын, скорее всего, не может ответить старшему брату также в силу большой разницы в возрасте, у старшего сына физическое и иное превосходство, поэтому вы как родители должны защитить младшего от грубого обращения.
Обижать нельзя ни маленьких, ни больших, дело не в возрасте, а в том, что ни к одному человеку нельзя применять ни физическую силу, ни эмоциональное насилие совершать. . Это то, с чего может начаться ваш серьезный разговор со старшим братом. Спросите его: "Ты понимаешь, что ты делаешь?" Поговорите с ним про эмпатию, про отношения между людьми. Попробуйте понять сына, почему он так поступает по отношению к младшему?
Важно, чтобы разговор был спокойным, всерьез, чтобы сын видел ваше желание его понять и по-настоящему разобраться в том, что происходит между братьями и в семье в целом. Вы можете рассказать, какие последствия могут быть для брата, если поведение старшего не изменится. Можно поговорить о необходимости извиниться за причиненную боль, об обещании не поступать так с братом в будущем, а приходить со своими сложными чувствами к вам, родителям. Если ваш сын увидит ваше желание  помочь ему справиться с агрессией и в то же время ваше ясное намерение защищать младшего от несправедливого обращения, что-то может измениться к лучшему.
Важно и до младшего донести, что он не виноват, что с ним плохо обращается старший брат, что это не есть норма, что так нельзя, и что он должен себя защитить от такого обращения (уйти, дать сдачи, прийти к вам, в конце концов). Посмотрите, есть ли доля младшего сына в том, что происходит? Делает ли он что-то, что вызывает агрессию брата? Знает ли он и вы, что именно вызывает агрессию? Это то, что можно поменять. Например, если он берет ручку со стола старшего брата, нужно прекратить это делать. Это пример, который вы можете взять за основу.
С уважением, Дарья Гуляева
Ольга Позняк
+1 1 -1
Ответ психолога 2 на Дети (16 и 5 лет) постоянно ссорятся и дерутся. Это нормально?
Здравствуйте, Нина.
Просто старший постоянно даёт люлей младшему, стукнет по голове; даёт пинков; лупит руками.
Да, это не совсем драка, это агрессия старшего ребенка, направленная на младшего. И это не может быть нормой. Согласна с коллегой, что это Ваша задача защитить младшего, который не может на равных ответить брату.
Мы с мужем его наказываем за это, а он стал ещё более чаще и более агрессивнее стукать младшего...
Наказание старшего принесло обратный результат, так как непонятна была причина такого поведения сына. Ведь его агрессия не возникла ниоткуда – что-то является ее причиной/причинами. Важно понять именно эти причины, почему старший агрессивен и почему эта агрессия достается младшему ребенку. В чем источник его агрессии.
Чтобы дать более полный ответ, надо прояснить у Вас некоторые вопросы. Например, всегда ли у старшего было такое отношение к брату? Бывают ли у него еще с кем-то драки?
Могу предложить Вам почитать мою статью на нашем сайте https://psyhelp24.org/agressiya-u-rebenka/.
Если понадобится консультация, обращайтесь. Буду рада помочь.
Моя почта tochka.opory24.poznyak@yandex.ru.
С уважением, Ольга Позняк.
Лола Макарова
+1 1 -1
Ответ психолога 3 на Дети (16 и 5 лет) постоянно ссорятся и дерутся. Это нормально?
Здравствуйте, Нина.
Я бы не назвала то, что происходит "дети дерутся".
Все таки человек 16 лет - это уже не совсем ребенок. По сравнению с малышом 5 лет - 16 летний парень - это взрослый человек. И если посмотреть с этой точки зрения, речь идет о постоянном жестоком обращении с маленьким ребенком со стороны взрослого человека, достигшего возраста уголовной ответственности.
Согласно УК РФ "Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста."
Почему изначально случилось, что старший стал избирать младшего, сейчас сложно разобраться. Нужно больше деталей о том периоде жизни и об отношениях между ними и в целом в семье.
Может нам не надо было его наказывать? И не вмешиваться в этот процесс?
Сейчас сложно сказать. Имеет значение как именно вы наказывали, что именно говорили, как обьясняли и многие другие моменты.
Должно ли так было быть вообще изначально?
При такой разнице в возрасте, нет.
Или же упущение в воспитании, что маленьких обижать нельзя?
Сложно сказать
И если бы у них не было драк, то можно ли это было считать за отклонение от нормы?
Нет.
Важнее, что делать с этим сейчас. Раз уж так сложилось, значит само это явление не исчезнет.
Попробуйте посмотреть на эту ситуацию не с точки зрения драки детей, а с точки зрения защиты ребенка 5 лет от агрессии взрослого человека. Что бы вы говорили другому взрослому, если бы он так обращался с 5-летним сыном? Может быть, вы сказали бы, что так себя вести недопустимо? Что вы не разрешаете ему поднимать руку на ребенка? Может быть, вы бы не стали оставлять ребенка наедине с этим человеком?
Кроме того, важно посмотреть, как можно помогать подростку 16 лет справляться со своими агрессивными чувствами. Здесь вам может помочь разговор с сыном, попытка разобраться в том, что с ним происходит, возможно привлечение себе на помощь специалиста-психолога. Подростковый возраст сам по себе сложный, возможно, 16 летний сын испытывает сильные затруднения в других сферах своей жизни, а в силу неумения справляться с чувствами и сложностями, его напряжение сливается на того, кто слабее.
Разобраться в этом и помочь подростку сможет психолог при индивидуальной работе с ним или со всей семьей.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.