Вопросы психологамРубрика: Родители и детиКак пережить смерть мамы, виню себя, что я не могла с ней сидеть перед смертью
+1 1 -1
Илона 25.05.20 в 15:19
Как пережить смерть мамы, виню себя, что я не могла с ней сидеть перед смертью
Здравствуйте. Неделю назад умерла мама. Она была инвалидом с прогрессирующим заболеванием. С отцом давно уже не живут вместе. Я его за отца и не считаю, т.к он бухает, издевался над мамой, даже когда она лежачей была, приходил и маты гнул на нее.
По сути, теперь уже у меня никого из родителей нет. Отец мной не занимался никогда. Мама была лучшим другом, всю себя посвятила мне. А я корю себя за то, что не уделяла должное внимание. Мне было очень тяжело смотреть на то, как она мучается, поэтому мы искали сиделок. Я не могла с ней долго сидеть. Она плакала и стонала от боли, а мне было на это невыносимо тяжело смотреть.
Конечно, я ей много раз говорила, как сильно люблю, как она мне дорога, но еще чаще психовала, что мне с ней тяжело, что сиделки должны рядом быть, а я не могу.
После смерти резко все осознала. Но поздно уже. Ничего не исправить. И надо по идее сделать выводы и жить дальше, но не могу. Факт остается фактом: мама была светлым и добрым человеком, а в конце жизни чувствовала себя обузой и думала, что без нее всем станет легче. Когда это начинаю осознавать, то до панических атак доходит. Не знаю, как себя спасти.
Еще и если начинаю смеяться, к примеру, то потом тоже угрызения совести, потому что я же такая плохая дочь. Как я могу продолжать наслаждаться жизнью? Помогите, пожалуйста

2 ответ
+1 1 -1
Илона, здравствуйте
Сочувствую вашему горю. Вам сейчас очень тяжело, и помимо боли от невосполнимой потери вы чувствуете вину, угрызения совести, считаете себя "плохой дочерью". Но так ли это на самом деле?
Мне было очень тяжело смотреть на то, как она мучается, поэтому мы искали сиделок. Я не могла с ней долго сидеть.
Ваши чувства естественны, это правда очень тяжело - находиться рядом с тяжело больным человеком и это становится особенно невыносимо, если речь идет о близком человеке. Это большое страдание - видеть, как умирает тот, кого любишь, и от этого страдания психика защищается так, как может, через поиск сиделок, других людей, которые могут помочь в уходе за тяжело больным человеком. Это было правильно - искать сиделок, сиделки - это специально обученные люди, которые могут обеспечить хороший и правильный уход тяжело больному человеку. И это было правильно не только по отношению к вашей маме, но и по отношению к вам, поскольку вам тоже была нужна передышка в эти дни, отдых от невыносимого страдания, от непростого ухода за болеющим человеком.
еще чаще психовала, что мне с ней тяжело, что сиделки должны рядом быть, а я не могу.
Простите себя за это. Вряд ли хотя бы кто-то смог бы круглые сутки ухаживать за тяжело больным без перерыва, отдыха, это невозможно. Ваши силы были на исходе, когда вы психовали, для вас уход становился трудно переносимым, и это можно понять. Ваши эмоции - это не свидетельство того, что вы плохая дочь, это говорит о том, что вы устали, вам было тяжело, и вы нуждались в отдыхе. Ваша мама знала, что вы ее любите, вы ей об этом много говорили.
Как я могу продолжать наслаждаться жизнью?
Илона, вы пишите, что "мама была лучшим другом". Разве она хотела бы, чтобы вы перестали смеяться и радоваться жизни? Может быть, именно в память о ней лучшим решением было бы как раз прожить жизнь в радости (когда ваше горе станет чуть меньше, не сразу это станет возможно в полной мере)? Как вы думаете, мама бы обрадовалась, если бы узнала, что вы стали разрешать себе немного радости после того нелегкого испытания, которое выпало на вашу долю?
Илона, вы можете обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту, это поможет вам в горевании. Есть ли у вас близкие люди, к окму вы могли бы обратиться за поддержкой? Сейчас важно плакать, горевать, печалиться, и это удается легче, если рядом есть близкий теплый человек. Если вам понадобится моя помощь в будущем, вы можете написать мне на почту.
С уважением, Дарья Гуляева
+1 1 -1
Доброго времени, Илона, Сочувствую вашему горю.
Потеря близких людей тяжёлое испытание для любого человека. Вы совсем недавно пережили утрату, никто и никогда сразу не может с таким смириться. Думаю, что каждый, потерявший родного человека размышляет о том, что он ещё мог бы сделать, что сделал недостаточно. Но всё так, как есть, и этого не изменишь. Виня себя мы никак не сможем помочь нашим ушедшим родным. Соглашусь с коллегой, вряд ли ваша мама была бы рада знать, что вы так тяжело переживаете. Вы пишете, что укоряете себя за смех - попробуйте всё же позволить себе смеяться, вам тоже требуется эмоциональная разрядка, человек не может постоянно находиться в негативном состоянии.
Утрата близких одна из тех ситуаций, которая чаще всего действительно принимается человеком лишь со временем. Поэтому, дайте себе время. Время свыкнуться с новой жизнью. И вместе с тем - дайте себе возможность. Возможность жить счастливо и отпустить переживания, когда будете готовы. Ваша счастливая жизнь будет лучшим способом проявить уважение к матери. Она знала, что вы её любите, ведь:
я ей много раз говорила, как сильно люблю, как она мне дорога
Вы сделали, то, что было в ваших силах - не больше, но и не меньше.
Если по прошествии времени, упоминаемые вами панические атаки будут часто случаться - подумайте над тем, чтобы поработать со специалистом. Если это происходит сейчас, справиться с такими приступами хорошо помогают дыхательные упражнение - выберете удобный вам ритм и дышите(например, вдох за 4 секунды - задержка дыхания на 2 секунды - выдох за 4 секунды - снова задержка). Дышите минуту, две, пять, главное здесь перевести внимание с эмоций на дыхание или на тело .
Всего вам доброго.
С уважением, Михаил Хибин