Вопросы психологамРубрика: Дружба и коллективЭтично ли сообщать о нарушении предписаний (по коронавирусу)
+1 1 -1
Этично ли сообщать о нарушении предписаний (по коронавирусу)
Здравствуйте! У меня вопрос о долге и порядочности.
Из-за эпидемии коронавируса мы застряли в Нью-Йорке, куда приезжали в гости к родственникам мужа. Скажу сразу, они нормальные законопослушные люди. Как и предписывает распоряжение мэра находятся в самоизоляции. Но вот какая проблема.
У мужа недавно скончался отец. Он не интересуется религией, но один из его одноклассников, уехавший около 15 лет назад в США, вдруг стал религиозным и переехал жить в Нью-Йоркский район Виллиамсбург. Когда муж рассказал ему о кончине отца, тот сказал, что он должен читать год "Кадиш" (так, кажется, называется поминальная молитва). Муж сказал, что не умеет читать молитвы и тогда этот одноклассник сказал, что он нашел человека, который будет читать вместо него. Попросил деньги. Муж сказал хорошо, дал деньги, на самом деле из жалости, многие жители Виллиамсбурга живут просто в нищете.
Сейчас из-за коронавируса мэр Нью-Йорка закрыл все церкви, синагоги, мечети... Когда муж сказал однокласснику, что ничего страшного, он понимает, сейчас поминальную молитву читать невозможно, для этого надо собраться вместе 10 человек, пусть деньги останутся у него, то тот нас ошарашил, сказав, что поминальную молитву... читают.
Оказывается, религиозные фанатики собираются в закрытых зданиях нелегально и не только там, но в других местах Виллиамсбурга. Они пишут, что "закрыто", но потихоньку набирают входной код и заходят молиться.
Мы очень переживаем, ведь мы просто хотели помочь человеку, а оказывается, возможно, из-за нас кто-то участвует в нелегальщине. Один из родственников мужа, медик, даже посоветовал сообщить в полицию ради здоровья самих "нелегальщиков", но было бы это этично по отношению к ним? Ведь если кто-то знает чей-то секрет, и выдает его, то к нему может возникнуть недоверие... Как поступить?

2 ответ
+1 1 -1
Добрый день, Юлия.
Думаю, что в данной ситуации ответственность лежит прежде всего на самом однокласснике мужа, т.к ваш муж проявил тактичность, и более того не просил читать молитву во что бы то ни стало :
муж сказал однокласснику, что ничего страшного, он понимает, сейчас поминальную молитву читать невозможно
Одноклассник же сам проявил инициативу. Что касаемо сообщения в полицию, думаю следует пока воздержаться от этого, т.к. за нарушение режима изоляции могут быть серьёзные штрафы. Понимаю, вы считаете себя в некотором роде причастными к тому, что знакомый и другие верующие нарушают режим. Однако, вам стоит принять, что это полностью их выбор, и они осознанно идут на такой шаг, несмотря на штрафы и возможную опасность для здоровья, так что даже полиция вряд ли повлияет на их поведение, если конечно их не возьмут под арест, что конечно не им, не вам не нужно.
Если людям важно молиться, думаю они собирались бы вместе и без поминовения по отцу вашего мужа, т.к. для многих верующих людей религиозные предписания на первом месте. Вы и сами пишете, что:
Оказывается, религиозные фанатики собираются в закрытых зданиях нелегально и не только там, но в других местах
Так что в данной ситуации, ответственность лежит на самих этих людях.
Всего вам доброго и светлого.
С уважением, Михаил Хибин.
+1 1 -1
Юлия, здравствуйте
Соглашусь с коллегой. Только дополню один момент.
Мы очень переживаем, ведь мы просто хотели помочь человеку, а оказывается, возможно, из-за нас кто-то участвует в нелегальщине.
Юлия, вы можете прояснить этот момент у одноклассника мужа? У вас есть определенные переживания, связанные с данной ситуацией, но, насколько я поняла, вы их не обсуждали с одноклассником, который заказал молитву. Можно ли поговорить с ним о том, действительно ли кто-то участвует в нелегальщине из-за вас? Или это свободный выбор людей, для которых религия, вероятно, сейчас как опора? В первом случае можно еще раз донести мысль о том, что это можно сделать и позже или же в других условиях, например, дома в изоляции, что вы не настаиваете и, более того, переживаете за здоровье незнакомых вам людей. Во втором случае вам, действительно, остается только согласиться с данным выбором людей. Также вы можете поинтересоваться мнением вашего одноклассника о том, как он смотрит на то, что люди собираются даже с опасностью для собственной жизни. Возможно, такой разговор мог бы стать проясняющим для вас и снять какие-то ваши сомнения и тревоги.
С уважением, Дарья Гуляева