Вопросы психологамРубрика: Родители и детиКак смотивировать подростка на учебу?
+1 1 -1
Ольга 13.02.22 в 09:46
Как смотивировать подростка на учебу?
В течение последнего года в нашей семье появилась проблема №1. Девочка-подросток (15 лет, 9-ый класс) не понимает, не осознает, для чего хорошо учиться и зачем вообще нужно образование. То есть мотивации для учебы нет вообще. Да, у нее способности в основном по гуманитарным наукам, но и по ним она съехала до троек. Просто от того, что не учит и не сдает вовремя темы. Разговариваешь с ней на эту тему - слушает, если не перебарщивать с разговорами.
Я предполагаю, что случается это в наше время из-за того, что у детей, в принципе, все есть. Да, у нее есть своя хорошо отремонтированная личная комната (у всех троих детей в семье комнаты отдельные), у нее есть гаджеты, она неплохо одета, у нас есть машина, дача, она занимается балетом-художкой (закончила недавно)-английским-алгеброй. Все это наш папа "спонсирует без разговоров" (зарабатываем мы средне, чтобы обеспечить нас, пока я в декрете, супруг работает практически без выходных, я тоже систематически подрабатываю). Хочет ходить на баскетбол - пожалуйста, оплачивается, на борьбу - тоже без проблем. Она, мне кажется, вообще не видит проблем в том, что нам с супругом придется учить ее платно...
Все, что касалось развития, образования, поездок оплачивалось мной и супругом вообще без разговоров (никогда даже не заикались, что Привлечение денег в свою жизнь: как найти работу и как перестать беспокоится о финансахденег нет, даже если действительно не хватало). И даже маленькая квартира (малогабаритка, однушка) для нее уже на будущее куплена.
Права ли я? Может быть действительно материальные блага отбивают желание к чему-то стремиться, хорошо учиться, чтобы потом хорошо зарабатывать? Ведь у ребенка создается иллюзорное впечатление, что все уже есть, и есть это по мановению волшебной палочки, все появилось само? Или я неправильно "вцепилась" в эту мысль и дело в другом?
Девочка она сама воспитанная, не оторви да брось, не гуляет особо, мне не грубит. В домашних делах, правда, помогает редко (не приучили). Подруги (у нее их немного, 2-3) учатся хорошо.
И еще... Год назад пришлось перейти в параллельный класс (наш расформировали в связи с малочисленностью). До перехода в новый класс училась лучше. Я так поняла, здесь еще сыграла роль адаптации в новом коллективе? То есть она самоутверждалась... Но мне опять непонятно, почему самоутверждение было не за счет учебы (класс сильный), а за счет дружбы с ребятами, отличающимися не очень хорошей учебой и поведением. Это я не направила ее в нужное русло? Я во всем ищу вину в себе, если честно. Потому что она-то еще ребенок...

1 ответ
+1 1 -1
Как смотивировать подростка на учебу?
Здравствуйте, Ольга!
"Девочка-подросток (15 лет, 9-ый класс) не понимает, не осознает, для чего хорошо учиться и зачем вообще нужно образование. То есть мотивации для учебы нет вообще".
Может быть, действительно, ребенок в 15-лет не понимает, зачем ей хорошо учиться, для какой цели. И что означает для вас "хорошо" - не обязательно и не всегда "хорошо" для дочери. К тому же Вы, и правда, могли "переборщить с разговорами" о хорошей учебе (как говорят подростки - достали предки с этой учебой!). Зачем Вам, чтобы дочь училась обязательно "хорошо"?
"Год назад пришлось перейти в параллельный класс (наш расформировали в связи с малочисленностью). До перехода в новый класс училась лучше". Возможно, Вашему ребенку стало неинтересно учиться в этом коллективе? Или она хочет завоевать доверие с новыми одноклассниками именно через сближение с ними на основе каких-то иных ценностей, кроме хорошей учебы? Есть классы, где просто "немодно" быть хорошим учеником, "ботаном".
"Она занимается балетом-художкой, английским-алгеброй. Хочет ходить на баскетбол - пожалуйста, оплачивается, на борьбу - тоже без проблем" - этот набор увлечений и дополнительных занятий, помимо уроков в школе, кто определял? Чье это было желание - посещать столько разносторонних направлений?
"Я предполагаю, что случается это в наше время из-за того, что у детей, в принципе, все есть" - это лишь Ваше предположение.
"Может быть действительно материальные блага отбивают желание к чему-то стремиться, хорошо учиться, чтобы потом хорошо зарабатывать?" - Вы видите прямую связь между хорошей учебой и хорошим заработком. Но Ваш ребенок, возможно, так не считает и такие параллели не проводит. И, возможно, дочь не ставит себе цель хорошо зарабатывать, а рассчитывает выйти удачно замуж, чтобы ее обеспечивал муж. как сейчас это делают родители. И если ребенок видит, как "вкалывает" отец, который работает без выходных (не знаю, как учились вы и ваш муж в школе), ей вполне может не подходить такой мотив: хорошо учиться, чтобы потом отсутствовать дома и лишать своих детей общения с матерью (ведь ваша дочь - будущая мама).
"Девочка она сама воспитанная, не оторви да брось, не гуляет особо, мне не грубит. В домашних делах, правда, помогает редко (не приучили). Подруги (у нее их немного, 2-3) учатся хорошо." У вас вполне благополучная дочь, чего Вам самой не хватает, чтобы чувствовать себя благополучно? Вы, наверное, много времени посвятили своим троим детям (не знаю, каков их возраст и что насчет учебы у них) и тому, чтобы закрывать их или свои материальные потребности. Насколько Вы сама реализовали свои желания? Каковы были Ваши мотивы в хорошей учебе и как Вы учились, а точнее для чего или кого?
"Это я не направила ее в нужное русло? Я во всем ищу вину в себе, если честно. Потому что она-то еще ребенок..." Почему Вы ищете вину в себе во всем? Кто вас постоянно винит или винил в детстве и за что? И ответственность за детей - не только Ваша, у них есть еще и отец. Или, по Вашему мнению, задача, а точнее функция отца - только зарабатывание денег для и ради детей? А задача матери какая - направлять в нужное русло? И что означает - "нужное русло". Нужное для кого, для чего?
Как видите, у меня больше вопросов для Вас, чем ответов. Вы достаточно много делаете для своей дочери. Но ей может быть сейчас важнее быть принятой  в новом коллективе и Вами понятой, без хорошей учебы, а такой какая есть и какая сейчас получается. Оценки - это всего лишь субъективное мнение разных людей и учителей. Какую оценку Вы ставите себе как женщине, которая счастлива и живет своими интересами, а не только интересами детей и мужа?
Хочется сказать: "Доверяйте своей дочери. Она хоть и ребенок, но уже вполне может сама выбирать, как ей учиться, какими дополнительными занятиями заниматься и с кем ей дружить".
С уважением, Елена Тимошенко
timpsyhelp24@gmail.com