Вопросы психологамРубрика: Родители и детиКак спастись от психически нездорового человека
+1 1 -1
Аврора 10.01.18 в 16:46
Как спастись от психически нездорового человека
Здравствуйте! Наш близкий родственник (женщина 60 лет) пережила 2 инсульта почти 7 лет назад и тяжелую супружескую жизнь (ее муж страшно пил и издевался над ней). Родственница никогда не отличалась устойчивой психикой, а после болезни начались серьезные проблемы со слухом на одно ухо и самое ужасное, это ее психические расстройства. Лечится наотрез отказывается, считает себя психически здоровой. В то время, как постоянно интерпретирует наши слова в негативном контексте (меня и моей сестры), т.е. ей например, кажется, что мы пытаемся ее выгнать из дома, вывести из себя, довести до болезни ну и в таком стиле. В то время как мы задаем обыденные, повседневные вопросы. В ответ она обычно нам угрожает, оскорбляет, были попытки легких рукоприкладств (в виде царапин, хватаний за волосы). И мы не преувеличиваем. Достаточно просто вспомнить, на что способен психически неуравновешенный человек. Подскажите, что делать т.к. мы пока живем в одном квартире и порой становится страшно за свою жизнь и психику. Мы очень пытались ее развлекать и отвлечь, приобщить к спорту и другим интересным занятиям. Но проблема еще и в том, что у нашего родственника нет никакого хобби так чтобы она полностью погрузилась в процесс, и ее даже ничего не интересует кроме как просмотр ТВ, посещение магазина и приготовление еды (но это больше по привычке). Ходит иногда в бассейн по назначению врача, но в остальное время ей просто как-будто нечем заняться кроме как придираться к нам. И она считает такой образ жизни нормой. Иногда это выглядит так как-будто, она ловит кайф от этих оскорблений.

1 ответ
+1 1 -1
Как спастись от психически нездорового человека
Здравствуйте, Аврора.
Сожалею, что у Вас сложились такие тяжёлые и напряжённые жизненные обстоятельства с вашей родственницей. И думаю, что Вы интуитивно правы насчёт её кайфа.
У человека, которого была тяжёлая супружеская жизнь с мужем страшно пьющим и издевающимся над ней, к 60-и годам уже сформировалось определённое поведение (хотя сценарий встретить мужчину пьющего, формируется ещё в детстве). Это поведение включает в себя накал эмоциональных страстей. И если один источник этих страстей исчезает из жизни, то нужно найти другой источник или самой простимулировать ситуацию (создать сильные эмоции, подтверждающие то, что "... как тяжело жить на свете!"). Такого человека сложно переубедить, у него своя картина мира.
Чтобы как-то обезопасить себя, живя с такой родственницей, и снизить сильную эмоциональность, попробуйте, Аврора, вместе с сестрой, перевести разговор так, чтобы центром (объектом) разговора стала Ваша родственница. Отзеркалить либо слова (смысл сказанного), либо её чувства ей обратно, но не с такой же эмоциональностью, а спокойно (как будто это Ваша цель - всего лишь отзеркалить).
Например:
родственница: "Вы сегодня, ведьмы, опять против меня что-то задумали?"
ответ (отзеркаливание смысла): "Ты считаешь, что мы ведьмы? И опять задумали против тебя что-то?"
ответ (отзеркаливание эмоций): "Тебя злит то, что мы ведьмы? Или то, что мы что-то задумали? Что именно тебя так злит?"
-----------------------
Если Ваша родственница имеет серьёзные психические расстройства, то здесь без психиатра и медикаментов не обойтись.
Но если её реакции - это психологическая модель реагирования. То изменение структуры разговора может (понемногу, маленькими шагами) повлиять на изменение реакции. Здесь главное погасить агрессию или страх спокойным ответом.
Может быть это непросто. Но можно попробовать.
С уважением, психолог Наталия Михайлина.