Вопросы психологамРубрика: Прочие вопросыКак справиться с триггером: при виде черного кресла вхожу в шоковое состояние
+1 1 -1
Elena 13.10.19 в 15:38
Как справиться с триггером: при виде черного кресла вхожу в шоковое состояние
Со мной случилась плохая ситуация. С этой ситуацией связан определенный предмет - черное кресло. Обычно я не вспоминаю о ситуации, но если я вижу в фильме кресло, особенно, черное, я вхожу в какое-то шоковое состояние, в мельчайших подробностях вспоминаю ситуацию, а потом начинаю рыдать и порой не могу досмотреть фильм. То же самое происходит, если в книге описывают, что герой сидит в кресле. Если я нахожусь в гостях и вижу кресло, я также вхожу в состояние оцепенения. Если я не ошибаюсь, в психологии это называется триггером, но я не уверена. В любом случае, подскажите, пожалуйста, как с этим справиться?

1 ответ
Дарья Гуляева
+1 2 -1
Елена, здравствуйте
Вы правы, в психологии это называется триггером. Вы подвергаетесь воздействию триггера и внезапно начинаете чувствовать то,что чувствовали,будучи ребенком или подростком, оказываетесь во власти чувств, словно с вами происходит что-то плохое здесь и теперь, а не в прошлом.
Вы описали травматический опыт, переработать (частично или полностью) его можно в процессе терапии после фазы стабилизации.
Я дам вам рекомендации, что можно сделать самостоятельно, но, повторюсь, с травмой лучше справляться вместе с психологом или психотерапевтом. Хотя я уважаю ваше желание справиться самостоятельно.
1. Если вы идете в гости или смотрите фильм или читаете книгу в присутствии другого человека (не в одиночестве), вы можете заранее попросить его подойти к вам как только он заметит, что вы впали в оцепенение или начали рыдать. Договоритесь заранее о том, какая поддержка вам необходима в такой момент (например, положить вам руку на плечо, сказать какие-то поддерживающие и сочувствующие слова). Вам в этом состоянии нужен кто-то рядом, кто даст опору и даст понять, что жизнь продолжается, мир не разрушается.
2. Если вас накрывает, когда вы одна, вы можете попробовать сфокусировать свой взгляд на том, что вас окружает. Посмотрите на стены, стол, рассмотрите в подробностях,- такой акцент на восприятии также может служить опорой, вы увидите, что вы в безопасности, что в данный момент вам ничего не угрожает, что все стабильно и спокойно, повседневно. Также хорошо помогает дыхание животом, спокойное и глубокое. Вы можете профилактически дышать минут 10 в день, это тоже будет хорошо.
3. Вы знаете о том, что вы можете встретить в книге, в фильме или в гостях кресло и поэтому вы можете заранее подготовить себя к возможной встрече с креслом. В этом вам может помочь упражнение "ресурсная команда". Его суть в том, чтобы "вынуть" свои ресурсы и сформировать из них какие-то образы, которые вы поставите за своей спиной, чтобы вам было на кого опереться, когда вы снова встретитесь с триггером. Подумайте, какие способности вам необходимы, чтобы пережить встречу с креслом? Попробуйте представить эту способность в виде образа (это может быть супермен, например, кто-то знакомый, кто воплощает для вас данную силу, какое-то животное, это может быть образ женщины, которая уже преодолела то, что вызывает в вас столь мучительные воспоминания). Когда это удастся, поставьте героев мысленно вокруг себя, представьте, как вы с такой командой входите в ситуацию, когда неожиданно встречаетесь с креслом, представьте, сколько защитников вокруг вас, вы больше не одна. После поблагодарите своих помощников и отпустите их. Вы можете сказать себе что-то вроде: "Все это в прошлом", дать себе утешение в фазе слез, сказать самой себе что-то поддерживающее, сочувствующее.
4. В момент, когда вы встречаетесь с креслом, пробуйте наблюдать за собой. Сколько вы сможете выдержать свои невыносимые чувства? Это элемент самодистанцирования, отделения своего "Я" и своих чувств. Ваши чувства - лишь часть вас, это не вся вы. Со временем вы можете придти к чувству, что эти невыносимые чувства не разрушают вас, что вы остаетесь рядом с ними и в состоянии их выдерживать и продолжать жить.
5. Укрепляйте себя, делайте то, что дает вам ресурс, позволяет чувствовать себя более крепкой, более радостной.
С уважением, Дарья Гуляева