Вопросы психологамРубрика: Дружба и коллективКак вести себя с начальницей-тираном?
+1 1 -1
Как вести себя с начальницей-тираном?
Смена руководителя в организации вопрос достаточно непростой, в особенности, когда в период правления мужчиной наш коллектив чувствовал себя комфортно. Даже за переработку никто и никогда не просил никакой доплаты, потому что знали, что к праздникам будет достойная премия, если нужно отпроситься по личным делам – всегда отпускали. В составе нашего дружного коллектива было тридцать человек, мы все жили как одна семья, единое целое, не забывая о людях, вышедших из организации на заслуженный отдых.
Наш руководитель очень редко жаловался на здоровье, вел активный образ жизни. И тут как удар: рак! Шеф ушел от нас спустя три месяца после известия. Этот момент и стал началом нашей новой жизни-кошмара. На пост руководителя предприятия инвесторы назначили женщину: амбициозную, эгоистичную, ценящую только себя, свой опыт и знания, которых, к слову в организации у нее было гораздо меньше, чем у других.
Первое, что она сделала, резко сократила штатную численность и понизила творческую часть коллектива в должностях (она упразднила эти должности, выдумав другие, менее оплачиваемые и не требующие большого творческого подхода). Мы жили как на войне: не зная ожидать, как поведет тиран (или энергетические вампир, тоже к ней подходит) себя сегодня. Она прилюдно оскорбляла своих сотрудников, обзывала их лентяями, неуклюжими, неповоротливыми, переходила на личности. Когда тиранша приходила на работу в хорошем настроении, у нас был праздник на душе.
Нередки стали в коллективе случаи, когда женщины плакали от обиды. Если кто-то приобретал новую вещь, то это обязательно подвергалось жесткой критике и осуждению с ее стороны. Из молодых, цветущих женщин мы стали превращаться в забитых старух. Что нас держало? Наверное, любовь к любимому делу (каждый из нас посвятил работе от десяти лет своей жизни и больше). Постепенно сотрудники стали увольняться. Отличные специалисты уходили на другое поприще и прекрасно себя там реализовывали. А я оставалась и терпела.
Даже в период нахождения в ежегодном трудовом отпуске мы не отдыхали душой, а переживали, как придем на работу, как вынести всё это моральное напряжение. Даже если кто-то из сотрудников принимал участие в конкурсах профессионального мастерства, никто никому не говорил об этом. И даже в случае победы, так как оскорбления от руководителя сыпались как из рога изобилия. Она признает только свои победы и свое мнение.
Как вести себя с таким руководителем, когда любишь работу (подтверждение тому многочисленные награды и поощрения от вышестоящего руководства, в том числе и грамоты министерства) и хочешь работать, но постоянный страх и затяжная вследствие этого депрессия пугают?

1 ответ
+1 1 -1
Как вести себя с начальницей-тираном?
Ксения, здравствуйте!
Очень Вам сочувствую! Ваше письмо, как мне показалось,  буквально пропитано горечью и растерянностью...
Жаль, что из-за начальницы разрушается сложившийся дружный коллектив, уходят проверенные и надёжные сотрудники, а оставшиеся чувствуют себя "как на войне"!
Она прилюдно оскорбляла своих сотрудников, обзывала их лентяями, неуклюжими, неповоротливыми, переходила на личности.
Ксения, конечно, в каждой организации существуют свои особенности и оттенки взаимоотношений между начальством и подчинёнными, однако, оскорбления и переход на личности - это явный "перекос". Пытался ли кто-то из сотрудников отстаивать себя и/или коллег? Были ли какие-то попытки изменить ситуацию?
Постепенно сотрудники стали увольняться. Отличные специалисты уходили на другое поприще и прекрасно себя там реализовывали. А я оставалась и терпела.
Что вынуждало Вас оставаться и терпеть, кроме любви к делу? Можно ли любить дело, которым занимаешься и быть ему преданной, но при этом не терпеть унижений? Есть ли другие организации, в которых можно заниматься любимым делом?
Ксения, а надо ли вообще как-то "вести" себя с таким руководителем? Готовы ли Вы и дальше работать в обстановке постоянной напряжённости и страха? И если готовы, то как долго? На мой взгляд, ни один человек на работе не должен подвергаться оскорблениям, ни публичным, ни "с глазу на глаз". Готовы ли Вы и дальше терпеть происходящее? От этой готовности и будет зависеть, вероятно, стратегия дальнейшего поведения.  На мой взгляд, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что заставляет Вас терпеть подобное обращение. Что ещё, кроме любви к работе? Какие-то страхи и неуверенность в себе и своих силах? Убеждение в том, что терпеть нужно?
То, что происходит у вас на работе, называется психологическим насилием. К насилию не нужно привыкать, его не нужно терпеть, к нему не нужно адаптироваться! Чем дольше Вы остаётесь в ситуации насилия, тем больше Вы теряете веру в себя и тем хуже себя чувствуете.
И тогда работа с психологом может помочь рассмотреть то, что 1) заставляет Вас оставаться в этой ситуации и 2) то, где набраться ресурсов, чтобы из неё выйти тем или иным образом.
Я желаю Вам сил!
с теплотой, Элина