Вопросы психологамРубрика: Дружба и коллективМне трудно оттого, что я хочу всем нравиться
+1 1 -1
Алиса 28.02.17 в 19:03
Мне трудно оттого, что я хочу всем нравиться
Здравствуйте. Меня зовут Алиса, мне 20 лет.
У меня две главных проблемы. Возможно, они связаны между собой, поэтому напишу вместе.
1. Я очень требовательна к себе и тем, кто претендует на какую-либо близость со мной. Я постоянно сравниваю себя с другими, мне нужно быть лучше всех во всем, сама не понимаю зачем, но иначе я себя просто ненавижу. Думаю, что ни на что не способна, хотя учусь в самом престижном ВУЗе страны, и учусь хорошо… Дело в том, что те страдания, которые мне приносят неудачи, обусловлены мнением других людей. Почему-то я хочу, чтобы обо мне хорошо думали все без исключения. Возможно, это связано с моим детством: мне казалось, что меня любят «за оценки», потому что ко мне проявляли нежность только в случае всяческих успехов, а за неудачи ругали… Я теперь очень много переживаю. Как справиться с этим?
2. У меня проблемы в общении с людьми. Я, опять же, хочу всем нравиться. Я не могу выгнать соседок, если они ночью шумят с друзьями в нашей комнате и мешают спать, но сама никогда не посмела бы так делать. Я со всеми вежлива, и все этим пользуются. Когда мне совсем плохо, я даже иногда перестаю ходить на занятия на пару дней, прячусь от всех. Я часто молчу, даже если мне есть, что сказать. У меня совсем нет друзей здесь, был молодой человек, но я рассталась с ним 2 недели назад. Очень обидно, я плачу каждый день, когда никого рядом нет, и сама не понимаю из-за чего. Ночью не сплю почти. То ли из-за того, что хочу друзей, а меня только используют (списывают, я с учебой помогаю, а за спиной меня называют аутистом), то ли из-за не сложившихся отношений (уже не первых, так как меня считают красивой), а может из-за того что я недостаточно соответствую своему идеалу. А может, все это вместе. Вопрос вот в чем: могу ли я понять, проблема во мне, или я просто не могу найти подходящий коллектив? Все же мне гораздо проще общаться с людьми на несколько лет старше и умнее меня, чем со сверстниками. Как понять это?
Помогите мне понять, пожалуйста. Может, стоит что-то почитать, посоветуйте, в таком случае, пожалуйста. Заранее благодарю!

1 ответ
+1 1 -1
Мне трудно оттого, что я хочу всем нравиться
Здравствуйте Алиса!
Как вы и сами верно подметили ваши проблемы связаны между собой. Да и вообще вы очень здорово сами проанализировали свою ситуацию и установили причинно-следственные связи. Если с детства вы усвоили, что любовь просто так не получить, то совсем не удивительно, что очень-очень стараетесь всё время быть на высоте. Того же требуете и от окружающих. Из вашего сообщения видно, что вы устали так жить и вам хочется изменений. В транзактном анализе (это такое направление в психологии, которое я использую в работе) считается, что в детстве каждый из нас получил набор различных родительских посланий. Так вот я думаю, что одними из ваших посланий были "Будь совершенной" и "Радуй других". Проблема первого заключается в том, что совершенства как такового не существует. Поэтому реализация этого послания становится очень изматывающим процессом, в котором вы всё время находитесь в подстёгнутом состоянии и поднимаете планку своих достижений. Проблема же второго послания в том, что когда вы изо всех сил стараетесь порадовать других людей, то совсем перестаёте радовать себя и утрачиваете способность быть живой и аутентичной в контакте с окружающими. Как следствие вам сложно поддерживать отношения или находится в них слишком продолжительное время. Ведь когда ваши границы нарушаются (например ситуация с шумными соседками) вы затрачиваете большое количество энергии на то чтобы остаться удобной для них и не дать волю вашему возмущению. Возможно это является причиной ваших "уходов", когда вы вдруг перестаёте ходить на занятия и пропадаете из виду. Когда вы наедине с собой вы можете восстанавливать истощившиеся запасы энергии, хотя и чувствуете грусть и боль от одиночества.
Я вам не могу посоветовать почитать какую-то литературу для решения ваших проблем, поскольку по моему мнению более полезным было бы поработать над изменением ваших установок и стратегий поведения в общении. Над принятием себя вместо самобичевания, получением удовольствия от ваших достижений вместо того, чтобы требовать совершенства, выстраиванием границ и умением говорить нет. А всему этому вы можете научится только в контакте с другим живым человеком. Поэтому я вам предлагаю рассмотреть такие варианты, как групповая или личная терапия. Так же поинтересуйтесь проводят ли в вашем городе качественные тренинги психологической направленности. Лично вам я бы рекомендовала попробовать песочную терапию (sand-play therapy). Если к глубокой работе вы пока не готовы, то посещение групповых занятий по той же песочной терапии дадут вам возможность взаимодействовать с другими участниками под супервизией тренера, получать поддержку, интерпретации и обратную связь.
Алиса я желаю вам удачи!