Вопросы психологамРубрика: ПрофориентацияНе понимаю позицию работодателей: увольняют
+1 1 -1
Ольга 16.08.17 в 14:44
Не понимаю позицию работодателей: увольняют
Здравствуйте, хотела бы узнать, то, что происходит со мной, это случайное стечение обстоятельств или в этом есть закономерность? Мне 30 лет, я из Москвы, сейчас я нахожусь в поиске работы. У меня есть диплом о высшем образовании, я по профессии дизайнер. Я никогда не работала официально по своей специальности, занималась в основном частной деятельностью. Мой случай можно охарактеризовать так: одно дело иметь диплом, другое дело иметь опыт и профессиональные навыки. Того, что я умею, было достаточно, чтобы работать так как я - на себя, плюс были люди, которых можно было привлечь к выполнению таких проектов, в которых я была бы не сильна. Я была посредником в какой-то степени, но мне захотелось повысить квалификацию, хочу пройти обучение, соответственно это займет некоторое время и это обучение не бесплатно. Своих заказов и соответственно источника дохода сейчас нет, рассматриваю вариант постоянной работы на пару лет. Сейчас к представителям моей профессии очень много требований, которым я не соответствую, например, опыт работы в программах, которыми я не владею, а там, где такой опыт не требуется, платят так, что будет хватать только на еду или возможны различные схемы мошенничества со стороны работодателя (проверенно не раз и не только мной, но и моими коллегами "по цеху"), либо ненормированный рабочий день. Последние 2 недели я активно ищу работу, до этого момента я давно не занималась трудоустройством и даже не представляла, что сейчас творится на рыке труда. Работа, которая бы мне подошла в плане имеющихся навыков, а также соответствующая моим интересам, предполагает ненормированный график и сдельную оплату. В профессиях, где есть стабильный доход и подходящий график, у меня совершенно нет опыта. Я могу заинтересовать работодателя, т. е. произвести впечатление о себе, как о таком человеке, который бы подошел на вакантную должность, но не буду справляться с поставленными задачами, так как опыта нет, поэтому такой вариант тоже отпадает. Изучив рынок труда (сайты с вакансиями), я рассматриваю сейчас трудоустройство на неквалифицированную работу со стабильной оплатой, вопрос престижа профессии на временной работе меня не интересует, так как это все затевается для оплаты учебы, а потом уже хочу перейти к более серьезной деятельности. В студенческие годы я работала на низкоквалифицированной работе и на таких должностях, что знакомые смеялись и крутили пальцем у виска, но по мне было лучше так, пока ничего серьезного делать не умела, чем сидеть на шее у родителей, по самооценке это не ударяло и работа нравилась, если бы не одно "НО", о котором речь пойдет дальше. Это предыстория, я это описываю, возможно долго и в подробностях, чтобы было понятно, что я за человек. Вопрос что мне делать-как быть-куда идти не стоит, работа ищется.
Теперь то самое "одно но": меня либо не хотят брать на неквалифицированную работу, либо приглашают поработать на несколько дней типа испытательного срока и увольняют. Что это за места работы, приведу пример. На днях нашла вакансию на складе, прямой работодатель, одна из постоянных сотрудниц увольняется и ищут замену. График пол-дня, зарплата такая, какую специалисты некоторые получают в месяц при полном раб.дне. Я очень обрадовалась, не работа, а подарок судьбы думаю, и еще на одну смогу устроиться, и учиться вечером пойду. 4 дня хожу туда без опозданий, стараюсь, там где не понимаю, что делать, советуюсь с начальством и опытными сотрудниками. Специально не стараюсь какое-то впечатление произвести. В конце дня спрашиваю, как вы считаете, я справляюсь с работой в том виде, в каком требуется? Мне говорят да, мы видим ты стараешься, продолжай в том же духе. Вежливо прощаемся, вечером приходит смс: мы с сотрудниками посоветовались, вы не справляетесь, вы нам не подходите. Я в замешательстве, что не так, москвичка, без в/п, авансы не клянчу, тактично общаюсь со всеми, что не так? На собеседовании сказала руководителю, что у меня высшее образование, но хочу сейчас заработать денег на повышение квалификации, поэтому мне нужна именно такая работа, простая, с окладом, на длительный срок. Обидно, но не трагедия, найду другое место. Но я человек с железной логикой, люблю всему находить объяснения, иду по улице, "копаюсь" в себе, и у меня в голове воспоминания всплыли: ведь точно также меня уволили несколько лет назад, я устроилась в химчистку приемщицей. Тогда еще диплома не было, училась, можно было и по специальности пойти, но искать было долго, родственники насели, давай ищи постоянную работу. Был кризис 2008 г., специалистов многих посокращали, не стала рисковать и пошла туда, куда легко устроиться. Хожу 4 дня в химчистку, пока не как приемщица, а как стажер, помогаю женщине, которая там постоянно работает, они открыли филиал, в который искали сотрудника и куда собирались меня перевести после стажировки, первые дни все нормально, мне интересно, я вежлива, внимательна ко всем нюансам, не бегаю никуда по телефону разговаривать, курить, пить чай, обедать пол-дня и т.д. Я думала, таких ценят. Заходит одна солидная дама в химчистку, я не знала, кто это, оказалось - директор этого заведения, меня ей представили, а вечером мне звонит и говорит, это директор заходила, ты ей не понравилась, можешь не выходить. Еще случай, мне 18 только исполнилось, я на вечернем училась, захожу в кафе типа Макдональдс, там вакансии, и место рядом с моим институтом, меня взяли кассиром, я до потолка вечером прыгала, 3 дня работаю, знакомлюсь с коллективом, все приезжие, работают там, потому что туда всех берут, я чувствую, что это люди не моего круга, но с высока на них не смотрю, за 3 дня работы на кассе выслушиваю, что москвичи ленивые, мне говорят - ты тут не продержишься, а меня-то все устраивает, вечером говорят, больше не выходи. Была еще ситуация, устроилась в фирму, куда берут всех без разбору, думаю, буду клиентов здесь искать, это такой эксперимент был, в чужую для меня среду попасть новыми контактами обзавестись. Неделю тружусь, начальник вечером сказал, что приезжал директор, со стороны посмотрел на меня, слишком я ему интеллигентна показалась на фоне коллектива, не вписываюсь. И еще несколько таких случаев, уже нет смысла их описывать. С одной стороны комментарии работодателей, что я интеллигентна, слишком умна, повышают самооценку, но я-то не за этим хожу туда, так же встречала в подобных местах всесторонне развитых людей, у которых просто нет цели заниматься карьерой и их все устраивает, отработали до конца дня и домой. Мне например сейчас и в те периоды, о которых я писала, это и было надо: отработала и своими делами заниматься, на учебу, мастер-классы, в автошколу и т.д. В плане поведения никогда не выставляла себя как более умную, не одевалась вызывающе, выгляжу аккуратно, ухоженно, я человек очень спокойный, в меру общительная, не навязываю свою точку зрения, объясняю работодателю очень доходчиво, что мне нужна именно эта работа, на длительный период, и ладно бы получала отказ, принимают, но потом увольняют. И про карьерный рост я спрашивала в данных организациях, вот только думаю. может зря? В одном таком месте чисто из любопытства пришла под видом клиента, посмотреть кого взяли вместо меня: человек, который нормально изъясняться не может, с признаками злоупотребления спиртным. Что это за тенденция, специально нанимать того, кого можно оштрафовать и сэкономить на зарплате, страх работодателя, что мне эта работа станет неинтересна и я первая сбегу? Или какие-то причины во мне?

1 ответ
+1 1 -1
Не понимаю позицию работодателей: увольняют
Здравствуйте!
Причин может быть много, часть - на рынке труда, часть - в вас.
Про рынок труда вы сами поняли - да, на менее квалифицрованную работу шибко умных назначать не любят, коллектив такого человека, как правило, отторгает. Я в свое время немало работал как HR, и представляю себе, насколько  играет во всем этом роль социальная "подходящесть" человека коллективу. А образование и уровень интеллекта не спрячешь. К тому же, как вы заметили сами, умным человеком манипулировать сложно, его трудно оштрафовать, трудно обмануть, на вас трудно экономить, вы начнете качать права, если будет допущено нарушение законодательства, например - зачем это работодателю, который хочет сэкономить на сотрудниках? И любой директор, пусть вы стараетесь "ничего не показывать", тем не менее, тоже имеет бессознательное, как и вы. И общаемся мы все не только тем, что "показываем", а и тем, что чувствуем. Многие даже не объясняют порой себе это, просто доверяют свои ощущениям. А ощущения могу любому директору подсказать, что вы - не этого уровня "птица" и будете только смуту вносить в коллективе с более однородной социальной структурой. Поэтому отвергать вас могут без всякой видимой логики, на первый взгляд, но тем не менее, она есть.
К тому же, вы в реальности не знаете, как выглядите со стороны. Это для вас - "вежливость", "тактичность", "аккуратность", а для других это - "сложность", "чистоплюйство", "заумь", "занудство" и т.д. Все то, что вы считаете позитивными качествами, для других из другого социального слоя может быть прочитано как негативные качества. Это как сторонник ЗОЖ в глазах алкоголика будет занудным и скучным придурком, который "по-человечески посидеть-поговорить не умеет даже". Вот так.
Но может быть и еще масса всего, что вы сами в себе не замечаете. Почему-то другие ведь, как вы говорите, всесторонне развитые, тем не менее там как-то уживаются, если им действительно нужно?
Вы себя описываете крайне позитивно - умная, вежливая, тактичная, не ведете себе вызывающе, толерантны, пунктуальны, все объясняете и т.д. А недостатки у вас есть? Есть ли то, что другим может быть неудобно? И не является ли такое однобоко-позитивное самовосприятие действительно тем барьером, что отделяет вас от людей, вне зависимости от их уровня развития? Ведь живого человека во многих местах могут в целом принять. Если он живой. А живые не бывают сплошь позитивными.