Вопросы психологамРубрика: ЗдоровьеОбсессивно-компульсивное расстройство, страхи, паника, навязчивые мысли
+1 1 -1
Марина 11.01.19 в 14:25
Обсессивно-компульсивное расстройство, страхи, паника, навязчивые мысли
Началось всё это примерно в тот момент, когда мне было 8 лет.
1. Я как будто хотела смерти дорогих мне существ (и людей, и домашних животных). Однако, когда это случалось, я плакала.
2. Меня стала посещать мысль "если я не сделаю что-то, случится что-то плохое". Стала поправлять краны в доме после мытья рук. Стала поправлять кружки. Я должна была сделать все дела до 10 часов вечера, иначе случится что-то плохое. Однако, и в этом наблюдалась странность. К примеру, поправлю стакан, дойду до ванной, и опять мысль "нет, я должна по-другому его повернуть". И так я могла его вертеть туда-сюда, пока мой мозг не успокоится. Понимала, что это странно.
3. Появилась навязчивая мысль, что мой отец может сделать мне что-то плохое (ударить, к примеру). Со временем я от этого избавилась. Был промежуток примерно в 2 года, когда я лишь изредка выполняла ритуалы, беспокоящих мыслей без ритуалов и вовсе не было.
Недавно всё началось сначала, только уже немного по-другому.
1. В один момент меня посетила мысль, когда я ложилась спать: "если не проверю, если у котов вода в миске, то оставлю их без воды и за это меня ждёт кара, ведь я плохо поступила". Хотела пойти, проверить. Но появилась ещё одна мысль: "если пойду проверю - случится что-то плохое". И в итоге не знала, как поступить. Всё же, наплевав на всё, ложилась спать. Появилось много других ритуалов.
2. Однажды ночью меня посетила мысль, что в моей комнате может находиться что-то плохое, и я не должна шевелиться, иначе оно меня заметит. Понимала, что это бред. Возможно, детский страх какой-то, это было год назад. Да и воображение у меня вполне могло разыграться, как обычно.
3. Я начала перечитывать предложения в книге, просто потому, что так надо. Это меня напрягало, но приходилось это делать. Также я начала мысленно повторять некоторые фразы.
4. В 12 лет у меня неожиданно посреди ночи появился страх. Оно и неудивительно, ведь тогда я какой-то ужастик посмотрела. Мне стало страшно, что когда-нибудь и меня может убить какой-нибудь маньяк или монстр. Появилась мысль "до 14 лет со мной всё будет хорошо". Успокоилась. Исполнилось 14 - вспомнила, охватила паника. Боялась, а вдруг это предчувствие, вдруг действительно что-то случится. Возникла ещё одна мысль: "а что, если я забеременею?". И мой мозг совершенно не волновали мои доводы о том, что для того, чтобы забеременеть, нужно хотя бы парня иметь. А что, Дева Мария смогла же?
Примерно через полгода это прошло. Зато появилась другая пугающая мысль. А что, если одноклассник, в которого я влюблена, может наблюдать за мной? Вспоминала об этом, когда принимала в ванну, заходила в уборную, потом стала вспоминать чаще. Возникла мысль, что он может читать мои мысль, а вместе с этим и ритуалы: я должна была сделать определённое кол-во глотков, чтобы, так скажем, заблокировать свои мысли. Всякий бред в голову лез. В один момент я почти поверила в свои мысли. Сейчас этого нет, теперь куча других страхов. А самый ад начался примерно 2 месяца назад. Мне всегда казалось, что со мной что-то не так, раз я трогала вещи по несколько раз, решила поискать в интернете про это. Наткнулась на статью про шизофрению, начиталась, испугалась. Ведь у меня возникла мысль, что мой одноклассник может наблюдать за мной и читать мысли, а это один из признаков шизофрении. А вдруг у меня... А вдруг я... Помню, как сидела в комнате и прислушивалась к каждому звуку, чтобы понять, в голове ли это у меня, или на самом деле. Появилась дезориентация, но лишь на два дня, потом всё прошло, я смогла убедить себя, что всё будет нормально. Страх шизофрении прошёл. Зато мой мозг, кажется, привык меня беспокоить. Я начала перебирать в голове все воспоминания и начала вспоминать все странности, которые со мной происходили в жизни. Вспомнила о том, что в 8 лет меня посетила садистская мысль, которая мне понравилась (нет, я не представляла себе слишком жестокие сцены тогда, сейчас же вообще о подобном не думаю). На тот момент мне часто приходилось грустить из-за проблем в семье. Прочитала, что эти мысли могли высвободить весь негатив из меня. Успокоилась. Появилась мысль "а что, если я сойду с ума и убью своих близких?", "а что, если у меня какое-то серьёзное расстройство?".
Начиталась статей про раздвоение личности, теперь и этого боюсь. А что, если моё хорошее воображение и частое фантазирование - начало к этому? Ведь в детстве у меня были стрессы. Спрашивала у психолога онлайн, она сказала - хорошее воображение, нужно писать книги. Захотела написать, и опять страх. Почему-то казалось, что я не должна этого делать.
Захотела учиться на дизайнера. Мысль "я не должна этого делать, а то случится что-то плохое". Плюнула, иду на дизайнера.
Прочитала про шизотипическое расстройство. Как мне кажется, похоже и это пугает. Раньше, до того, как я прочитала про шизофрению, у меня была куча планов. А теперь я и не знаю, как жить дальше. Мне начало казаться, что я схожу с ума. Сегодня, к примеру, одноклассница странно показала на меня рукой, и тут же мысль "а что если таким действием она могла сделать мне что-то плохое". Пришлось перекреститься, чтобы избавиться от страха. Также заметила, что когда чем-то занята (играла в лазертаг с одноклассниками, переписывалась статью), мыслей практически нет. Т.е. для их полного избавления мне необходимо постоянно заинтересовывать свой мозг чем-то. Но увы, это не всегда получается.
Перед глазами то и дело мелькают картинки всего наихудшего (не галлюцинации).
Надоело уже. Скажите, у меня действительно что-то серьёзное или ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство)? Галлюцинаций нет, ничего более не беспокоит.

1 ответ
Янина Золотова (Полянская)
+1 1 -1
Здравствуйте, Марина.
Никто не может ставить диагнозы по интернету через описание ситуации. Кроме того, постановка диагноза является задачей психиатра, а не психолога. Психолог может предполагать расстройство или психиатрическое заболевание и тогда рекомендует обращение к психиатру, но сам диагноз не ставит.
Тем не менее немного я могу Вас успокоить. Вы осознаете, что некоторые Ваши действия имеют странности, страхи не имеют основания, поэтому на данный момент речь не идет о заболевании. Однако, страхи, навязчивые мысли и действия есть. Они же мешают Вашей эффективности и вообще нормально жить. Вам стоит обратиться к психологу в личном формате, а не онлайн. Есть бесплатные государственные центры помощи подросткам. Также важен вопрос о возможности обратиться за помощью к родителям. Богатая фантазия не является объяснением наличия навязчивых мыслей.