Вопросы психологамРубрика: ЗависимостиХочу отказаться от зависимостей, но не могу без них творить
+1 1 -1
Александра 17.02.21 в 04:36
Хочу отказаться от зависимостей, но не могу без них творить
Здравствуйте. Мне 23 года. Большую часть жизни я пила и употребляла. Пить начала в 14 лет, чтобы открыто общаться с людьми, уметь выражать эмоцииКак контролировать свои эмоции. Курс арт-терапии о том как сохранять баланс между эмоциями, мыслями и действиями. Потом пошли наркотики, с той же целью. А потом я перестала употреблять, но стала пить. Зачем? Потому что в нетрезвом состоянии я очень живо и творчески живу. Рисую, создаю, пишу, танцую. Вся моя жизнь - одно большое произведение, в ярких красках, ни на что не похожая. И мне это нравится.
И вот я решила завязать пить (не пью месяц, наркотики не употребляю полтора года, пол года назад бросила курить), т.к. решила создать свое новое здоровое тело, и развиваться полноценно в своих желаниях и увлечениях. И вроде все хорошо, у меня восстановился сон, хорошо питаюсь, есть отношения, хорошая работа, хожу в зал, все хорошо. Но внутри пустота, потому что я не могу ничего создать! У меня не получается рисовать, потому что все плоско, в моих танцах нет живости. Я безумно хочу создавать, но не могу! Это самая большая беда трезвого состояния. Чем дольше это продолжается, тем хуже мне становится.
Чувствую себя безэмоциональным овощем. Спасают только книги, их я читаю залпом, но обратная сторона в том что я становлюсь затворницей, все больше сижу одна дома, лежу в постели, а выбираясь куда-то, снова хочу обратно домой в кровать. Я держусь при желании выпить, но фактор с творчеством меня убивает.
Подскажите, возможно ли что-то с этим сделать? Я не хочу быть овощем, для меня главное в жизни создавать и отдавать что-то миру, а сил и чувств просто нет. Неужели все творческие люди были действительно либо безумцы, либо зависимые? Или возможно восстановить поток творческой энергии будучи трезвым, и если да, как это сделать?

1 ответ
+1 1 -1
Хочу отказаться от зависимостей, но не могу без них творить
Здравствуйте, Александра. Хочу выразить Вам уважение по поводу того, что Вы самостоятельно и так успешно справляетесь с разными формами химической зависимости.
Люди действительно употребляют алкоголь и наркотики для того, чтобы раскрепоститься, поскольку употребление различных веществ дает ощущение свободы, в том числе и в творчестве. И, поскольку очень многие творческие знаменитости прибегали и прибегают за помощью к подобным формам раскрепощения, существует мнение, что только в таком состоянии и можно творить. Или при наличие психических заболеваний. Но это не соответствует действительности. В мире есть немало знаменитостей, которые изначально выбрали жизнь без допингов, типа алкоголя или наркотиков. Например, Натали Портман или Моби. И также много существует известных творческих людей, кто долгое время был химически зависимым, в том числе и от алкоголя, но со временем пришёл к трезвому образу жизни и продолжает продуктивно творить. Например, Джим Керри и Стивен Кинг.
Существует распространенное заблуждение, что зависимость - это непосредственно употребление каких-либо веществ (если речь идёт о химической форме зависимости). На самом деле деле, зависимое поведение формируется задолго до начала употребления алкоголя, наркотиков или табака. В противном случае, в зависимость попадал бы любой, кто попробовал что-то такое. А Вы наверняка знаете, что есть люди, которые как-то сами по себе не хотят ничего пробовать или пробуют, но зависимыми не становятся. Потребность в каких-то препаратах для того, чтобы почувствовать себя более свободно (ну вот танцуют люди по много часов, как в обычной жизни не умели, или "голос прорезался", поэтому много и хорошо поют), говорит о том, что есть внутренние зажимы, которые на время действия препарата как бы отжимаются. По принципу обезболивающего лекарства. Принимаешь - не чувствуешь боли, время действия препарата заканчивается - боль возвращается. Вот так же и с психологическими и телесными зажимами. Без достаточной подготовки (в том числе и практической) разобраться с ними самостоятельно достаточно сложно. Зато, если разобраться, то можно и в трезвом состоянии активизировать и развить у себя те способности, которые раньше были доступны только под воздействием препаратов. Поэтому в процессе реабилитации после какой-либо формы зависимости желательна индивидуальная психотерапия. Не только для контроля баланса в настоящее время, но и для обнаружения и устранения причин, которые в прошлом сформировали базу для зависимого поведения. Если Вам понадобится индивидуальная работа с психологом, Вы можете записаться ко мне, я работаю с такими запросами, в том числе и с восстановлением доступа к творческим ресурсам личности после избавления от какой-либо формы зависимости.
Вы пишете, что месяц, как перестали употреблять алкоголь. Месяц - это не такой уж большой срок для восстановления, если раньше вы употребляли алкоголь достаточно активно. Поэтому пугаться перспективы стать овощем совсем необязательно.
Ваше желание больше времени проводить в одиночестве с книгами может говорить, во-первых, о вашей потребности больше внимания, чем раньше, уделить самой себе, мыслительным процессам, исследованию своих эмоциональных состояний - а это требует определенных условий (достаточного времени в одиночестве). Во-вторых, дискомфорт, который Вы испытываете, оказываясь в общественных местах или в процессе общения с людьми - это то, чему стоит уделить внимание, поскольку именно с этим дискомфортом Вам раньше помогал справляться алкоголь. Можно задавать себе вопросы в разные моменты, что именно сейчас вызывает у меня желание поскорее вернуть домой? Можно вести записи таких наблюдений - записывать ответы. Иногда очень полезно бывает прочитать такие записи за несколько дней, потому что там можно обнаружить повторяющиеся ответы. К примеру, "мне хочется быстрее домой, потому что мне скучно" и тогда можно поразмышлять (тоже на бумаге) о том, какое общение было бы для вас действительно интересным и кто из вашего окружения способен Вам такое общение предоставить. Или это может быть "я чувствую себя неуверенной, беззащитной и от этого теряю силы" и в таком случае хорошо бы обратиться за психотерапевтической помощью, чтобы поискать причины ощущения беззащитности и неуверенности в прошлом, чтобы их устранить.
Вообще, исследование собственных психических процессов - это очень творческое занятие. Метод арт-терапии помогает получить доступ к более глубоким слоям психики и человеку, который живёт творчеством, может запустить или раскачать процесс вдохновения. Ведь вдохновение часто приходит уже в процессе творческой деятельности, а не когда мы просто его ждём. Если Вам понадобится арт-терапевтическая сессия, Вы тоже можете записаться ко мне здесь на сайте.
Также рекомендую Вам поизучать искусство медитации. Сейчас в сети представлено огромное количество материалов на эту тему и руководствоваться в выборе можно личным вкусом. "Мы медитируем не для того, чтобы ловить идеи. Мы просто увеличиваем пространство своего сознания и выходим свежими, полными энергии, готовыми идти и теперь уже ловить идеи." (Дэвид Линч). Есть ещё различные техники медитации в движении, благодаря которым Ваше тело может вспомнить чувство удовольствия от танца.
И ещё раз хочу напомнить, что ничего прямо срочного Вам сейчас делать не надо. Месяц - это очень небольшой срок для восстановления. А работа с зависимостью - это серьёзный внутренний труд. У Вас получается жить без алкоголя - почаще аплодируйте себе по этому поводу, поскольку это вообще удается не всем. Если накатывает страх превратиться в овощ - открывайте урок по медитации или интересную книгу/фильм (продукты чьего-то творчества), мечтайте, какие бы хотели развить в себе таланты или какие произведения создать. Если почувствуете потребность поработать с глубинными причинами, сформировавшими зависимость, записывайтесь на консультацию. Если хотите быстрее начать рисовать, записывайтесь на арт-терапевтическую сессию. Главное, не нужно ждать от себя быстрых результатов. Дайте организму и психике восстановиться и адаптироваться к новым условиям. А творческий потенциал, если уже был замечен, никуда от Вас не уйдет и найдет возможность проявиться. Ваша задача - это забота о пространстве, в котором проявляется Ваш творческий потенциал, то есть, забота о своем психическом и физическом благополучии.
Желаю Вам удачи.