Вопросы психологамРубрика: Родители и детиОтношение с мамой: она деградирует и раздражает меня
+1 1 -1
Отношение с мамой: она деградирует и раздражает меня
18 лет. Живу вдвоём с мамой. И, кажется, если бы не финансовая зависимость от неё, вообще не общались бы. Меня раздражает в ней абсолютно все: то, как она говорит, что говорит, что делает, да даже как смеётся. Мне кажется, с того момента, как мне было лет 5, она только деградирует. Я творческий человек, каждые деть узнаю что-то новое, хочу все узнать и увидеть, много читаю. А она последний раз брала книгу лет 10 назад и даже все ее шутки и истории старше меня. Вне дома я очень спокойная, люблю всех и ко всем отношусь очень хорошо, никогда меня ничто не раздражает, не портит настроение, нахожусь в гармонии. Но стоит увидеть маму, как сразу же эта гармония рушится. Кажется, это началось с того, как я осознала, что в наших отношениях никогда не было любви. С самого детства были только скандалы и непонимания. Она умеет слушать только себя и уважает только своё мнение (это не только со мной, а со всеми так), очень вспыльчивая и агрессивная. А я полная противоположность. Когда она что-то спрашивает я коротко отвечаю и сразу же ухожу, но внутри просто кричу. Она много работает и платит за мое обучение. Из-за этого я понимаю, что должна ее уважать и быть благодарной. Поэтому максимально держу себя в руках и не выдаю свою ненависть. У меня есть старший брат (22), он уехал жить к бабушке. И по поводу мамы (хоть мы это не обсуждали) у него такая же позиция. Его тоже бесит все, что она говорит и пр. Но он зарабатывает себе на жизнь сам, работает. А я учусь в архитектурном институте и поэтому не имею ни сил, ни времени, чтобы как-то зарабатывать. И поэтому ещё несколько лет буду жить так же, как сейчас. Мне не нравится вся эта ситуация и я хочу жить с мамой в нормальных отношениях, но я не знаю, как этого добиться. Возможно, ещё в детстве я не получила от неё ни любви, ни понимания, и поэтому сейчас на неё обижена. Но я не знаю, что с этим делать.

1 ответ
+1 1 -1
Отношение с мамой: она деградирует и раздражает меня
Здравствуйте Анастасия!
Я вижу, что Вы осознанная и грамотная девушка. Вы можете определять свои эмоциональные состояния и связывать их с определенными событиями – это дано не каждому. Поэтому подойдем к Вашему вопросу именно с этой стороны. Рассмотрим две линии – этапы взросления или развития личности и психологию эмоций. По порядку:
О маме. Может показаться странным, но слово «деградация» можно сравнивать со словом «старение». Тем более если мы смотрим на процесс глазами ребенка (в отношении мамы Вы всегда будете оставаться ребенком). Процесс старения это тоже один из жизненных этапов. Как и у всего живого, у человека есть этап созревания, этап цветения или плодородия и этап увядания. И если смотреть на этап увядания в отрыве от остальных этапов, то он действительно может выглядеть как деградация. Но если оценивать все этапы в целом, то мы увидим естественный процесс течения жизни.
Теперь о Вашем раздражении. Ваша мама стареет. Вне зависимости от взаимоотношений связь мамы и ребенка на подсознательном уровне очень сильна. И предстоящий разрыв с мамой может вызывать как страх, так и агрессию. Когда маленький ребенок падает и разбивает коленку, он плачет и смотрит на маму обвинительным взглядом, хотя она ни в чем не виновата. То же самое может происходить и в более позднем возрасте. 18 лет это тот возраст, когда ребенок вырос и готов жить самостоятельно. Финансовая зависимость, мамино состояние, предстоящая ответственность взрослой жизни – все это может быть препятствием. Когда появляется препятствие, вместе с ним появляется потребность его разрушить. А сопровождать такую потребность всегда будет чувство злости. Энергия злости – это то, что разрушает препятствия.
Адресатом агрессии будет конечно же мама (как в истории с разбитой коленкой). И так будет до тех пор пока на процесс смотрит ребенок. Взрослый уже не будет смотреть на маму обвинительным взглядом. Взрослый возьмет на себя ответственность за разбитую коленку.
Следующая эмоция – обида.
Вы наверное уже поняли, что каждая эмоция имеет свою программу действия - на примере раздражения. Злость – программа разрушения препятствий.
Обида - программа отторжения. Как я уже писал наши эмоции отражают или сопутствуют нашим потребностям. Потребности могут осознаваться, а могут быть бессознательными. Именно эмоции помогают осознавать потребности. И если Вы чувствуете обиду, то это потребность отторгнуть.
И последнее. По поводу того, что Вы недополучили любви и понимания в детстве. Это может быть именно так! Только в прошлое вернуться и дополучить невозможно. Поэтому придется брать, что есть и двигаться во взрослую жизнь. До тех пор пока Вы проявляете недовольство этим фактом и страдаете на эту тему – Вы остаетесь в «детской позиции», которая не совместима со взрослой жизнью.
Надеюсь, был Вам полезен.
С уважением Роман Любушин!