Вопросы психологамРубрика: Родители и детиБоюсь, что общение бывшего мужа с сыном может навредить ему
+1 0 -1
MarinaHarman 07.07.20 в 07:06
Боюсь, что общение бывшего мужа с сыном может навредить ему
Как пережить расставание с любимым человекомДобрый день! Мне 33 года, три года в разводе с первым мужем, сыну почти 12 лет. Практически с самого начала отношений я подвергалась психологическому насилию со стороны бывшего мужа. Постоянные унижения, оскорбления последними словами, заявления, что я, ущербная, никому не нужная, мизинца его не стоящая. Газлайтинг, эмоциональные качели, обесценивание и прочие составляющие модели тиран-жертва.
Жизнь была адом, он винил меня во всем, даже в плохой погоде. Постоянно брал кредиты, не платил, заставлял меня договариваться с банками, так как виноватой была опять же я. Мог плюнуть мне в лицо, толкнуть, пнуть. Истязал морально меня всю беременность, когда я плакала - передразнивал меня и говорил, что я прикрываюсь ребенком, но должна получать по-полной, заслужила.
Он действительно психологически меня сломил. 7 лет назад у меня появился шанс выбраться из этих отношений. На деньги, оставшиеся после смерти моего папы, я, убедив мужа в необходимости переезда за границу, приехала в Европу по студенческой визе - это был единственный вариант эмиграции, забрав сына по воссоединению.
Следующим этапом была виза для мужа по воссоединению. Глотнув воздуха свободы и адекватной жизни без унижений и террора, я с документами для визы мужа не спешила, мы прекрасно жили вдвоем с сыном, я наблюдала очень высокий интерес к себе со стороны мужчин, воспряла духом.
Тем не менее под его угрозами и напором я опять сдалась и через полтора года он приехал к нам. И тут началось не только психологическое, но и физическое насилие. На фоне того, что я удачно вписалась в зарубежную действительность, быстро адаптировались и нашла хорошую работу, у него наоборот ничего не получалось. Он начал меня бить на глазах у ребенка, дошло до лопнувшей перепонки. На слезы сына он реагировал улыбкой и словами: Я? Маму бил? При тебе? Сынок, ты чего, я маму никогда не трогал, это мама меня била.
С первых же дней стало понятно, что надо искать путь спасения вновь, но финансово это было сделать непросто, так как мне одной не хватало зарплаты на нашу жизнь в другой стране. Тем не менее я постоянно искала варианты прекращения этих отношений и нашла - устроилась на вторую работу и тут же сказала, что мы расходимся. Сначала он пытался смеяться и издеваться, мол, куда ты денешься без меня, кому ты нужна, разведёнка с прицепом, но когда понял, что я серьёзно настроена, начал попытки все возвращать, которые тем не менее пересекались со вспышками ненависти, агрессии и обвинений, что я разрушила семью.
Мы разъехались под мстительные напутствия, что я за все отвечу, что я нечеловеческое существо и гореть мне в аду. Практически сразу на моем пути встретился мой новый муж- очень добрый и благородный человек, от которого за три года я не слышала плохого слова, от которого я получаю столько любви, заботы и ласки, что до сих пор не могу поверить, что много лет я сознательно жила с человеком, который так надо мной издевался, и что я позволяла такое отношение к себе. Да и ведь он по всем параметрам мне заметно уступал: я молодая, красивая, успешная, хорошо образованная, а он был намного старше меня, с очень скромными внешними данными, без образования, без финансовых успехов. После окончания отношений он задержался в Европе всего на пару месяцев, потом уехал обратно в Россию. И все это время я не запрещала ему общаться с сыном в любое время и в любых количествах.
Вскоре я стала замечать, что сын агрессивно настроен ко мне и резко винит меня в том, что семья перестала существовать. Хотя я понимала, что момент для ребенка трудный, старалась его поддерживать и отвлекать. Потом я увидела их переписку, где отец кроет меня последними словами, пишет сыну, что я не мать, а мразь, которой нет места в этом мире, что я предала и его, и сына, что я не достойна ничего, кроме ненависти, когда я умру - никто и не заплачет. Я была в шоке.
Состоялся разговор с сыном, я все ему деликатно объяснила. Написала мужу, в ответ только реки унижений и опять я прикрываюсь сыном, а он должен знать правду и вообще если я рыпнусь со своими правами после развода, то он откажется от отцовства и ни гроша я не получу. Понятно, что от отцовства отказаться нельзя, но в запугивании меня даже бредовые тезисы хороши. Тогда я была вынуждена начать ограничивать общение и контролировать его.
Со временем поток гадостей иссяк, сейчас они общаются раз в 2 месяца без особого энтузиазма, у меня контакта с бывшим нет вообще. На алименты я не подавала, он сделал карту для сына и перечисляет лично ему скромные суммы, которые ни в коем случае до меня не должны доходить, но сын даёт карточку мне и я ей распоряжаюсь в интересах ребенка.
Мой новый муж приложил и прикладывает много усилий, чтобы сын чувствовал себя очень хорошо, уделяет ему много внимания, полностью обеспечивает, играет, разговаривает, всегда интересуется, как дела. Атмосфера у нас очень хорошая, здоровая, наполненная искренними чувствами. Скоро я стану мамой во второй раз.
Уже полгода муж пишет сыну, что тот должен приехать к нему в Россию на каникулы, очень давит, сын хочет съездить. А я не хочу. У сына начинается подростковый возраст, я очень боюсь, что он искалечит психику ребенка, так как обиды он свои так и не отпустил.
Уважаемые профессионалы, как правильно поступить в такой ситуации? Не хочу препятствовать общению отца и сына, но понимаю, что это общение будет только во вред. Человек совсем не понимает, какую травму наносит ребенку, ставя свою обиду, месть и ненависть на первое место. Очень жду Ваших советов! Спасибо.

1 ответ
+1 1 -1
Боюсь, что общение бывшего мужа с сыном может навредить ему
Доброго времени, MarinaHarman .
Ваши отношения с бывшим мужем действительно могут стать стать серьёзным испытанием для сына. При любом вашем решении относительно поездки ребёнка, стоит попытаться донести до бывшего супруга мысль, что всё произошедшее между вами касается только вас двоих, но никак не сына, и вы не коим образом не потерпите, если он [муж] будет унижать вас перед сыном и обвинять в развале семьи и прочих разногласиях. Вы пишете, что:
Не хочу препятствовать общению отца и сына, но понимаю, что это общение будет только во вред
Вашему сыну, конечно же нужно общение с отцом, но отец при этом должен вести себя достойно, не обесценивая мать в глазах ребёнка. Здесь сложность ещё и в том, что вам находясь в другой стране трудно оценить насколько отец ребенка на данный момент действительно сможет быть хорошим примером для сына. Вы пережили много трудных ситуаций с вашим бывшим мужем, но то, что было, между вами - это не вина вашего сына. Вам есть за что обижаться на мужа, а сыну - нет, это не "его война". Ведь никто не изменит того факта, что это человек - его отец. Это замечательно, что ваш второй муж всячески поддерживает вас и сына, но родной отец, пусть и не самый лучший, который хочет общения скорее всего будет внутренне ближе  сыну, чем отчим, особенно в юном возрасте и в условиях разлуки. Попробуйте насколько возможно нейтрально, без лишних подробностей объяснить сыну, что у вас с его папой были разногласия. Поясните ему, что бывший муж может быть на вас обижен, что да, были неприятные ситуации, но это не означает, что вы с его отцом разошлись из - за вас, и что несмотря на всё произошедшее вы не против их общения. В данной ситуации очень важен баланс, т.к. чем больше вы будете препятствовать общению сына с отцом, тем сильнее подросток, со свойственным этому возрасту максимализмом, будет тянуться к "плохому" папе, попутно обвиняя вас с подачи бывшего супруга во всех бедах. Да, определённая "опасность" в общении сына и мужа существует. Но это путь проб и ошибок. Только сравнивая слова бывшего мужа с реальностью сын сможет сам для себя понять, что его отец на вас наговаривает. Ведь одно дело слова мамы, и совсем другое - личный опыт.
В ситуациях подобных вашей(впрочем, как и вообще в жизни) нельзя всё предугадать. Нельзя быть полностью уверенными, что муж начнёт вас унижать, а сын это воспримет, как нельзя и утверждать, что этого не случится. Риск есть и в плохом влиянии отца, как и в том, что жёстко ограничив общение, вы станете для сына "матерью-разлучницей-с-отцом". Думаю, всё же, если между вами и сыном есть доброта и взаимопонимание, то он не должен так однозначно воспринять нападки на вас.
Вам предстоит не простое решение, но как я уже упомянул - сомнения будут при любом варианте, и никто точно не может сказать, как всё в итоге обернётся.
Если захотите более подробно разобраться в вашей ситуации, моя почта для связи:
tochka.opory24.hibin@yandex.ru
Всего вам доброго!
С уважением, Михаил Хибин.