+1 1 -1
Мира 04.11.20 в 07:52
Потеря близкого человека
Здравствуйте! Ровно 100 дней назад мы потеряли своего близкого, родного человека свою бабушку. Если честно все эти годы она не болела были тока давления и все. Но в июле 2020 года она внезапно заболела короновирусом, такой диагноз ей поставили в больнице, но поверьте у нее вообще не было симптомов этой болезни, она внезапно утром умерла.
Вся семья была в шоке нам было очень трудно. Но знаете самое трудное было моей маме, моя бабушка её свекровь. Она жила с ней 33 года. Они очень любили друг-друга. Она очень тосковала по ней днем и ночью. Хоть и прошло сейчас 100 дней, она еще не пришла в себя, все думает о ней. Думает о таких вещах например: что мы не сделали не так, что было бы если я сделала так (показала бы этому врачу и.т.д).
У меня теперь такой вопрос: мне тоже плохо без нее, это было ударом для всех, но моей маме труднее всего. Что мне сделать или как помочь своей маме забыть про это? Смотря на свою маму у меня сердце разрывается... Хотела бы чтобы вы мне помогли или дали бы совет...

1 ответ
+1 1 -1
Потеря близкого человека
Здравствуйте, Мира.
Соболезную вашей утрате. Терять близких очень тяжело. Смерть близкого, и особенно внезапная, может вызвать мысли про конечность жизни и актуализирует страх собственной смерти.
что мы не сделали не так, что было бы если я сделала так (показала бы этому врачу и.т.д)
Похоже ваша мама переживает стадию торга. Человек на этой стадии как будто ищет какие то обстоятельства, которые могли бы повернуть события в другую сторону, ищет, что он сделал не так. Это один из защитных механизмов. Таким образом наша психика сопротивляется принятию утраты. Правда в том, что изменить ситуацию невозможно. Это очень горько, печально, больно, но это так. Часто очень тяжело это принять, поэтому человеку проще искать свои ошибки и свою вину. Разрешите себе просто горевать и плакать о своей потере. Можете вместе с мамой поговорить о бабушке, о чем именно вы скучаете, она поделится о том, о чем она скучает, вы посидите вместе, может быть поплачете. Это помогает принятию того, что случилось.
Доктор Элизабет Кюблер-Росс в своей книге "О смерти и умирании" описала 5 стадий, через которые проходят люди столкнувшиеся с ситуацией утраты. Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. У каждого человека эти стадии проживаются по-своему: кто-то перепрыгивает через стадию, кто-то зацикливается на одной. Всё зависит от личных обстоятельств, возраста, типа личности, состояния здоровья, образа жизни. Важно знать, что происходит с вашей психикой в момент утраты и проживания горя. Это психологическая защита, мы живые люди и это реакция организма на происходящее.
Попытайтесь понять и принять свое состояние. От горя невозможно излечиться. Его можно только пережить, помогая себе и поддерживая себя. Вы можете попробовать помогать и вашей маме принять свое состояние.
Можно мысленно разговаривать с ушедшей бабушкой. Вспоминать приятные моменты в вашей совместной жизни. Можно написать ей письмо, описывая свои переживания по поводу ее ухода.
Полезно так же делиться с друзьями и близкими своими переживаниями. Если у вас и у вашей мамы есть кто-то, кто способен просто послушать, обнять, не обвинять и не пытаться во чтобы то не стало развеселить, это было бы полезно.
Смерть близких является тяжелым событием. В течение жизни практически каждый человек сталкивается с болезнями и потерями. Переживание горя и смирение с фактом утраты требует времени. Много времени и душевных сил. Чем ближе к нам был человек, чем больше мы его любили, тем тяжелее смириться с тем, его нет и не будет в нашей жизни. Но рано или поздно горевание проходит и человек становится способен адаптироваться к жизни в новых обстоятельствах.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.