+1 1 -1
Елена 30.10.20 в 18:43
Потеря близкого человека
В июне умерла мама. Неожиданно. Время от времени проходили курс лечения в больнице, и было ясно, что к тому идёт. Просто сердце остановилось слишком рано. 73 - не возраст для нашей семьи. Смириться с этим никак не могу. Совесть чиста: ухаживала за ней все последние годы, насколько могла. Забрала её к себе, обихаживала. Но проклятый быт не позволял больше времени проводить вместе. Чтобы держаться на плаву и обеспечивать лечение, надо было работать и уходить из дома каждый день. Всё ищу какие-то ошибки в своих действиях. Бросила вторую работу, здоровье подводит теперь. Но знаю, что все процессы идут из головы от чувства потери. Что делать?

1 ответ
+1 2 -1
Потеря близкого человека
Здравствуйте, Елена.
Соболезную вашей утрате. Терять близких очень тяжело, особенно, если это мама. Сейчас вам не легко, вы проживаете процесс горевания. Смерть близкого, и особенно внезапная, может вызвать мысли про конечность жизни и актуализирует страх собственной смерти.
Всё ищу какие-то ошибки в своих действиях.
Похоже вы проживаете стадию торга. Вы как будто ищите какие то обстоятельства, которые могли бы изменить ситуацию. Но к сожалению изменить этого не возможно. Часто очень тяжело это принять, поэтому человеку проще искать свои ошибки и свою вину. Разрешите себе просто горевать и плакать о своей потере.
Доктор Элизабет Кюблер-Росс в своей книге "О смерти и умирании" описала 5 стадий, через которые проходят люди столкнувшиеся с ситуацией утраты. Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. У каждого человека эти стадии проживаются по-своему: кто-то перепрыгивает через стадию, кто-то зацикливается на одной. Всё зависит от личных обстоятельств, возраста, типа личности, состояния здоровья, образа жизни. Важно знать, что происходит с вашей психикой в момент утраты и проживания горя. Это ваша психологическая защита, вы живой человек и это реакция организма на происходящее.
Попытайтесь понять и принять свое состояние. От горя невозможно излечиться. Его можно только пережить, помогая себе и поддерживая себя.
Можно разговаривать мысленно с ушедшей мамой, рассказывать ей о ваших переживаниях, о том, как на вас повлиял ее уход.
Очень помогает делиться с кем то из ваших друзей переживаниями. Важно, чтобы друзья могли просто выслушать вас и посочувствовать вам.
При сильных переживаниях и душевной боли необходимо концентрироваться на дыхании и восстанавливать его, если дыхание прерывается, останавливается. Медленный вдох через нос и удлиненный выдох через полуоткрытые губы. Достаточно сделать 5-7 циклов вдохов-выдохов, чтобы напряжение уменьшилось и стало немного легче. Это очень простое и эффективное упражнение, которое можно повторять много раз в течение дня и практически в любом месте.
Смерть близких является тяжелым событием. В течение жизни практически каждый человек сталкивается с болезнями и потерями. Переживание горя и смирение с фактом утраты требует времени. Много времени и душевных сил. Чем ближе к нам был человек, чем больше мы его любили, тем тяжелее смириться с тем, его нет и не будет в нашей жизни. Но рано или поздно горевание проходит и человек становится способен адаптироваться к жизни в новых обстоятельствах.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.