Вопросы психологамРубрика: ПсихосоматикаПравильный выход агрессии: я выливаю ее на самых близких
+1 1 -1
Ольга 03.04.17 в 07:46
Правильный выход агрессии: я выливаю ее на самых близких
Здравствуйте! Меня зовут Ольга, мне 30 лет. У меня проблема, которая рушит мою семью. Каждый раз, когда я попадаю в стрессовую ситуацию (неприятности на работе, перенервничала за ребенка, многочасовое ожидание в очереди и т.д.) я прихожу домой, жалуюсь мужу, плачу. Он совершенно искренне меня жалеет, выслушивает, успокаивает, гладит по голове. В итоге мне становится гораздо легче, я успокаиваюсь, и все вроде бы нормально. Но все равно через некоторое время (либо в этот же вечер, либо на следующий день) я устраиваю дома настоящий скандал. И мне каждый раз кажется, что у меня есть причина для скандала (неудачная шутка мужа, упрямство мужа там, где мне казалось, можно было уступить, и т.д.). Мне всегда кажется, что у меня есть веские основания для выяснения отношений. И каждый раз скандал получается нешуточный, я могу испортить всей семье целые выходные. Я раньше всего этого не замечала, и если бы не муж, то до сих пор бы не заметила эту закономерность. Муж говорит, что все подобные скандалы происходят исключительно после стрессовых ситуаций, что мне некуда вылить агрессию, которую я получила в стрессовой ситуации, и поэтому я выливаю ее на самых близких - ору на мужа и дочь. Он говорит, что происходит это абсолютно неосознанно, агрессии просто нужен выход. Но как это сделать, я не знаю. Мне всегда казалось, что утешений мужа вполне достаточно, я после этого действительно чувствую себя гораздо лучше, спокойнее и счастливее. Откуда берется эта агрессия через несколько часов, мне непонятно. Помогите, пожалуйста, разобраться.

2 ответ
+1 1 -1
Правильный выход агрессии: я выливаю ее на самых близких
Здравствуйте Ольга!
У каждого из нас бывают такие ситуации, в которых сильные чувства берут верх и мы поступаем не совсем справедливо по-отношению к окружающим нас людям. То что вы описали в обращении для меня выглядит как наличие у вас как минимум двух разных процессов. Вы пишете, что вспышки ярости возникают после негативных стрессовых ситуаций. Такие ситуации очень часто связанны с чувством страха, а не гнева. Но так сложилось, что в каждой семье есть принятые и не принятые чувства. Например если кто-то из родителей (или оба) часто говорят своему ребёнку, что ему нельзя показывать, того что он напуган, то ребёнку ничего больше не остаётся, как "прикрыть" свой страх каким-то другим приемлемым для родителей чувством например гневом. Таким образом вместо того, чтобы чувствовать аутентичный страх (аутентичный значит истинный, настоящий) он будет демонстрировать рэкетный гнев (рэкетный в данном случае значит замещающий,вытесняющий настоящее чувство). В любом случае для того чтобы знать наверняка природу происходящего с вами необходим более детальный анализ вместе со специалистом.
Второй момент, на который я обратила внимание это повторяющаяся ситуация со скандалом. Это очень здорово, что ваш муж подметил, что это происходит всегда по одному и тому же сценарию. Повторяющиеся скандалы в семье это всегда индикатор некой скрытой ситуации или темы о которых никто из членов семьи не говорит на прямую. Поэтому накопленное раздражение связанное с этой "запретной" темой выплёскивается через конфликты связанные с чем-то другим. С какими-то бытовыми или рабочими моментами.( вы написали: "неудачная шутка мужа, упрямство мужа там, где мне казалось, можно было уступить, и т.д.") Но поскольку реальная проблема так и остаётся не решённой, то через какое-то время скандал повторяется снова.
Подумайте есть ли у вас какие-то невысказанные претензии к мужу, о которых вы не можете говорить прямо? В этом может скрываться ключ к решению вашей проблемы. Территория чувств это всегда сложно и запутанно, потому что многие вещи оказываются не тем, чем они кажутся. Если вам действительно хочется разобраться в происходящем, то я вам рекомендую обратиться к психологу. А пока вы этого не сделали поищите альтернативные способы реагирования в ситуациях стресса. Попробуйте выйти на прогулку, когда чувствуете что-то приближается желание поскандалить, движение помогает мозгу переключится с одного процесса на другой. Попробуйте нарисовать то что испытываете или описать это на листе бумаги. Ищите, то что подходит лично вам, но помните, что эти поведенческие техники, не помогут устранить корень проблемы.
С уважением Оксана Зленко
+1 1 -1
Правильный выход агрессии: я выливаю ее на самых близких
Здравствуйте, Ольга!
Я бы дополнил ответ коллеги еще вот чем. Для того, чтобы понимать, какие эмоции и в какой момент вас переполняют, и к чему они реально относятся, есть смысл научиться за ними наблюдать. Об этом подробно - вот здесь: https://psyhelp24.org/dushevnaya-bol/
А второе, что мне кажется еще важным - то, что любой гнев и вообще эмоция скрывает под собой некую потребность. И, возможно, вашему гневу есть место в той самой стрессовой ситуации. Он к вам приходит для того, чтобы вы, например, смогли отстоять свои границы на работе или в какой-то еще ситуации. Гнев - это вообще реакция защиты, которая нам порой просто необходима. Но там, в ситуации, вы этот гнев не осознавали и не использовали по назначению, а потом он все равно прорывался.
Возможно, стоит внимательно рассмотреть те ситуации, которые вы называете стрессовыми - возможно, в них можно и нужно было использовать собственный гнев.