Вопросы психологамРубрика: Родители и детиПроблемы с сыном подростком, мало уделяю ему внимания
+1 1 -1
Nancy141727 01.06.17 в 04:09
Проблемы с сыном подростком, мало уделяю ему внимания
Мне 36, сыну 13. Разошлась с мужем, когда сыну было 2 года. Первые пару лет он периодически появлялся в нашей жизни, но потом окончательно ушел в запой и уехал из города. Проблема в том, что в свое время я не дала ребенку все, что должна была дать мама. В первые годы его жизни выясняла отношения с мужем, после развода приходила в себя, проводя время с кем-угодно, но не с сыном. Когда и этот этап в жизни прошел, ушла в работу. При этом, как и моя мама, в общении с сыном всегда использую авторитартные нотки, не слышу его, не пытаюсь понять. Потом анализирую ситуацию, понимаю, что не права, мучаюсь совестью и стараюсь подойти ближе, но хватает не надолго. И, как мне кажется, делаю только хуже. Помню свое детство и, как это не страшно осознавать, в воспитании недалеко ушла от своей матери ( оторой лишь к 30 годам смогла простить ее невнимание и нелюбовь, и принять ее такой, как она есть). Единственное, я стараюсь как можно чаще говорить сыну, что люблю его, даже если злюсь. Пытаюсь разговаривать с ним, что приходится много работать, устаю и поэтому у меня нет на тебя времени. Но... какой же это бред для него!!! Я ведь в свое время тоже видела, что мать работает много и тяжело (она была крановщиком, я директор магазина в федеральной сети), и все равно обижалась и не понимала: ну почему, когда она не работает, она с друзьями, а не со мной. И сейчас мне страшно от того, что сын пытается угодить всем (маме, бабушке), придумывает какие-то сказки, врет. У него нет своего мнения. Когда пытаюсь с ним разговаривать, не понимаю его мыслей. Мне вообще кажется, что размышляет он как ребенок совсем и это меня начинает раздражать. Подводя итог, я не только не воспитала мужчину, я не позволила ему развиться самостоятельно, давя его своим авторитетом. И хочу знать, есть ли возможность у меня еще помочь ему приобрести свой взгляд на эту жизнь и свои взгляды? Могу ли помочь ему стать свободной, самостоятельной личностью? И если уже все, что могла сделала, как не мешать ему бороться с самим собойСаморегуляция - как построить отношения с самим собой дальше (что неизменно ждет его теперь с такой мамой)?

1 ответ
+1 1 -1
Проблемы с сыном подростком, мало уделяю ему внимания
Здравствуйте!
На протяжении всего рассказа чувствуется Ваша вина перед сыном. Могу Вас понять, это горькое и неудобное чувство.
Вина усугубляется еще тем, что Вы по себе знаете, каково быть ребенком занятого родителя, сами испытали это на себе.
Часто бывает так, что мы волей-неволей копируем стиль взаимоотношений с ребенком от своих родителей. Даже если сознательно понимаем, что так не надо и что сценарий повторяется снова уже в собственной семье. Но одного понимания недостаточно, Вы и сами видите. Но хорошо, что оно есть! Это уже половина дела.
Кроме того, у Вас были напряженные отношения с мужем и развод, после которых, я верю, остается мало душевных сил на что-либо еще. А воспитывать ребенка в одиночку энергозатратно. Вероятно, поэтому Вы хотели в свободное время как-то отвлечься, почерпнуть сил, отдохнуть с друзьями. С маленьким ребенком отдохнуть сложнее, но с подростком отдыхать уже возможно!
Когда Вы стараетесь "подойти ближе" к сыну, что Вами движет прежде всего? Желание с ним побыть, провести хорошо время или же скорее чувство вины и совести?.. Вот если из-за мук совести, то это будет чувствоваться в том, КАК Вы общаетесь. Вы, например, хотели бы, чтобы с Вами общались из-за чувства долга? Или же гораздо приятнее и искренне будет общение по желанию, без мук совести? Отследите этот момент.
Вы пытаетесь объяснить сыну, что много работаете и устаете, и поэтому у Вас нет сил на общение с ним... Понимаю, звучит не очень убедительно. Переводя на его язык это можно услышать как "ты не входишь в список моих приоритетов".
Мне показалось, что проводить время с сыном для Вас и сейчас как вторая работа. Потому что из рассказа видно Ваши задачи:
1) воспитать его как мужчину (в 13 лет сложно добиться от подростка поведения и мышления мужчины. И почему тогда ради этой цели используете авторитарные ноты в общении? Это не способствует воспитанию мужчины точно.
"Когда пытаюсь с ним разговаривать, не понимаю его мыслей. Мне вообще кажется, что размышляет он как ребенок совсем и это меня начинает раздражать. " - А Вы попробуйте сначала захотеть разобраться, как он мыслит, если пока не понимаете его. Если он почувствует, что Вы правда заинтересованы в том, чтобы понять его, Ваши отношения явно пойдут в гору.
2) приобрести свой взгляд на эту жизнь и свои взгляды.
Спрашивайте его тогда почаще об этих взглядах, рассуждайте с ним, выключите авторитаризм. В 13 лет рассуждать как мужчина - неподъемная задача для подростка.
3) помочь ему стать свободной, самостоятельной личностью. У Вас еще есть на это время.
Из того, что в Ваших силах сделать, время, выделенное для общения с ним (пусть его совсем немного) - использовать по максимуму. Будьте только с ним, без отвлечения на какие-либо дела. Пойдите с ним в кино, которое он сам выберет (или посмотрите его дома), обсуждайте с ним потом суть фильма, слушайте, старайтесь понять, осторожно предлагайте другой взгляд.
Создайте ваш с ним общий ритуал, например, каждый вечер четверга - совместный ужин или поход куда-ниб, на крайний случай в супермаркет. Подумайте сами, какие условия можно создать для того, чтобы Вы смогли отдохнуть с ним совместно, и это не будет для Вас обязанностью.
Если почувствуете, что нужно будет поглубже разобраться в проблеме, обратитесь к психологу. От этого выиграете вы оба.
Желаю Вам удачи!
С уважением,
психолог Ирина Шашкова