Вопросы психологамРубрика: Депрессия, апатия, пониженный тонусРавнодушие к жизни после глубокой депрессии. Как избавиться?
+1 3 -1
mouse 05.01.18 в 19:19
Равнодушие к жизни после глубокой депрессии. Как избавиться?
За границами эмоцийВ прошлом были длительные сильные отрицательные переживания, после которых 10 лет глубокой депрессии. Все это время все свои эмоции тщательно скрывала от окружающих, не давая им управлять мной. Потом появился человек, которому я смогла довериться, и он вытащил меня из пропасти, в которой я оказалась. Но возникла другая проблема. Когда я начала восстанавливаться, я начала замечать, что теряю интерес к происходящему со мной. На то, что вчера очень сильно волновало, сегодня смотрю, как на что-то постороннее, что меня не касается. И так в течении нескольких лет. В результате, сейчас моя жизнь, как история в книжке. Чужая. Имею много: дом, работа, муж, дети. Но ничего не могу назвать своим. Никакой заинтересованности, никакого удовлетворения от действий и т.п. Радость, восторг, тепло. Все это стало недоступным, хотя причины для этого имеются в моей жизни. Даже во время общения мои слова и слова собеседника проходят на поверхности. Возникают сомнения, а правду ли я говорю. Не получается впустить их глубже. А если и удается, то происходит непонятная болезненная реакция, даже на слова, что меня любят и т.д. Что происходит? Есть ли возможность снова начать жить полноценной жизнью? Что для этого сделать надо? Бывают моменты, когда кажется, что согреюсь душой и все наладится, но как впустить тепло внутрь, когда душа сжимается от боли, стоит только пробить трещину в безразличии?

2 ответ
+1 2 -1
Здравствуйте!
Есть ощущение, что «длительные отрицательные переживания», не будучи до конца прожитыми и пережитыми, оказали вот такое влияние на Ваше самоощущение. «Негативные» чувства мало кому хочется проживать, так как это очень неприятно, больно и страшно.
Выстроить между собой и окружающим миру стену – очень хорошая защита. Эта стена может защитить от другой, новой боли, но у нее есть один недостаток – человек, выстроивший такую защиту, перестает испытывать вообще какие-либо чувства. Он живет как будто под наркозом. В общем-то что-то подобное Вы и описываете. Смотрите на свою жизнь со стороны, и вроде как «есть чему радоваться», а радости–то и нет.
«Бывают моменты, когда кажется, что согреюсь душой и все наладится..»- это очень хороший знак. Это то, от чего можно оттолкнуться и за что можно зацепиться. Раз Вам так кажется, значит, Вы уже готовы к тому, чтобы попробовать это тепло в себя впустить. Но опять же, чтобы впустить что-то «новое», надо разобраться со «старым». Именно поэтому даже на слова о любви Вы реагируете болезненно. Это нормально (в смысле естественно), учитывая всю ситуацию в целом.
И это можно изменить, да! При условии, что у Вас есть желание и готовность потратить на эту работу достаточно времени. За 7 лет Вы научили себя многому, а сейчас надо будет переучиваться заново. Учиться слушать себя, учиться чувствовать, учиться принимать себя в любом состоянии, учиться переживать всю гамму чувств.
Буду рада Вам в этом помочь. Хотелось бы дать прямо сейчас Вам какие-то инструменты, но поскольку у Вас очень большой "опыт защиты", то скорее всего, они не сработает, если Вы будете пробовать использовать их в одиночку.
С уважением,
Ольга Акимова
skype tochka.opory24-akimova
почта tochka.opory24.akimova@yandex.ru
+1 2 -1
Здравствуйте.
Интересно, а вы и само описание покрыли мраком тайны. Заметили ли вы это? Вы в общих чертах описали ситуацию, но практически не дали никакой конкретики: о чем именно переживаете, о чем была депрессия, как встреча с тем, кому доверились, позитивно повлияла на вашу жизнь, как устроена ваша жизнь с мужем, муж = человек, которому доверились, или нет, некоторые загадочные причины для недоступности позитивных переживаний... Много загадок.
Еще тут обратил внимание, что ваш ник - mouse - ведь тоже про некую незаметность...)
А так, если в общем ответить, то ваша жизненная ситуация = глобальный эготизм (не путать в эгоизмом). Эготизм - защитный механизм, описанный в гештальт-терапии; это пауза перед тем, как слиться с объектом потребности. Например, пауза перед тем, как получить оргазм или съесть вкусную пищу. Можете почитать подробнее об этом в интернете. В негативном своем варианте пауза длится вечно... Так и у вас: вы бесконечно не можете поверить, что к вам проявляют тепло, вы практически не можете никому открыться, вы закрываетесь от мира любыми доступными способами.
В этом свете ситуация, когда вы доверились одному человеку, но реальную трудность в виде страха получить удовольствие/позитив (+ не прожитые негативные переживания, лежащие в основе этого) не разрешили для себя, мне не удивительно ваша возникшая "анорчувствительность" к удовольствиям (невозможность их получать). По всей видимости, вы настолько боитесь боли и разочарований, что запретили себе чувствовать, НО с запретом на одни чувства всегда идет запрет на полноценное переживание всех других чувств. Таким образом вы заперлись и от чувств удовольствия, как и от "негативных" переживаний.
Да, разрешить вопрос можно! Но только с помощью постепенного эмоционального риска в среде, безопасной для вас! Это трудный путь, и мне кажется, один из самых эффективных способов - это психотерапия. В ее процессе вы могли бы потихоньку разместить свои болезненные переживания еще далекого прошлого, которые, по всей видимости, полностью прожить не удалось и выразить. Их выражение, принятие в безопасной обстановке может помочь их переварить - это то, что вам, скорее всего, не удавалось все это время. В обратном случае есть, на самом деле, риск закрываться от мира и дальше все плотнее... Есть беспокойство у меня об этом в вашем случае. Важно суметь временно "отдаться" в чьи-то руки, но не потерять себя при этом, а даже наоборот - приобрести!
Если вы действительно готовы серьезно поработать над вашим состоянием, складывающимся годы, я готов быть вам опорой+, готов с вами сотрудничать для реализации необходимого вам риска, создавать для вас безопасную среду. С одной стороны, хотелось бы дать вам "упражнения для самопомощи", но с другой стороны, оставаться в эмоциональном одиночестве вам, кажется, и без того удается хорошо, именно поэтому не хочется уделять время никаким "д/з" или им подобным вещам. И правда рекомендую вам помощь специалиста. Подумайте об этом.
С уважением, психолог Зиненко Александр.