Вопросы психологамРубрика: Родители и детиРебенок 7 лет отказывается от любой деятельности, убегает в компьютерные игры
Аватар
+1 1 -1
Арника 18.04.19 в 22:42
Ребенок 7 лет отказывается от любой деятельности, убегает в компьютерные игры
Здравствуйте! Проблема со старшим ребенком, 7 лет, ходит в первый класс. Семья полная, есть еще один ребенок, 4 года, оба мальчики. Отказывается что-либо делать, вплоть до ухода за собой. На попытки узнать почему, отвечает, что хочет только "играть и веселиться". Все нужно просить по несколько раз, в итоге делает нарочито плохо, в домашних заданиях специально ошибается, дела домашние специально делает плохо. Почему знаем, что специально, потому что когда начинаем говорить с ним, сам признается, что знает, как делать, но делает плохо, чтобы подумали, что он не умеет, и отстали от него. Из-за этого всегда всем недоволен, на него жалуются в школе, что он саботирует учебный процесс, вступает в конфликты с одноклассниками. На тренировке не слушает тренера, упражнения выполняет абы как, не смотрит как ему показывают их делать, доказывает, что не умеет. Сейчас у него растет неуверенность в себе, он все время всем недоволен, раздражает педагогов, с ним не хотят общаться дети, у него эмоциональные перепады настроения. В данное время, чтобы мы ему не предложили, от всего отказывается. Даже от того, что очень хотел. Сам ничего не добивается, если встает вопрос, что чтобы получить желаемое, надо хотя бы сделать шаг, откажется. Может не есть, если я предложу сделать еду самому, будет плакать, что он хочет есть, но предложение "положить еду на тарелку" упорно не слышит. На любое обращение к нему стал жаться, дрожать, пускать пузыри ртом. Если предлагаем поиграть, погулять, и так далее, говорит: "Не хочу", а потом страдает, что ему скучно и он никому не нужен. Если проявляет инициативу, что-то делает, есть какой-то результат, то в итоге начинает утрированно себя вести так, как описала выше, начинает нас пугать, такое впечатление, что доказывает, что он ничего не умеет. Ситуация длится из детского сада. У него была воспитатель "старой закалки", мальчик живой, активный, самостоятельный, он ее сильно раздражал. Как мы потом выяснили, на него было много давления, воспитатель настаивала на том, чтобы дети не бегали, не прыгали, делали только то, что она говорит. Нам сын в итоге стал рассказывать, что она его запугивала, говорил, что ударила в живот, когда он лежал в постели и отказывался спать, настраивала против него детей, нянечка уговаривала его просить прощения у этой воспитателя. Это было не только с нашим сыном, было несколько детей таких, мы потом разговаривали с родителями, у всех похожая история. После того, как мы поняли, что происходит, ребенка мы из сада забрали, ребенок ходил к психологу, и мы его отдали в монтессори сад, в новом саду объяснили ситуацию. Недавно разговаривала с воспитателем ребенка из этого сада, когда сказала, что думаю, что ситуация из первого сада тянется, она рассказала, что сын отказывался делать все, он очень сильно противился любому предложению, даже на прогулки мог отказываться ходить: просто ложился на пол и не одевался. На тот момент, они восприняли мои пожелания не давить на ребенка как мои ожидания, что он вообще ничего делать не будет, подумали, что я такая взбалмошная мама, и спокойно выполняли мой, с их точки зрения каприз, за мои деньги. В монтессори сад ребенок ходил не долго, через четыре месяца сад закрылся, и до школы ребенок находился дома, почти год. Мне видится, что корень проблемы в этом событии, потому что именно тогда стало зарождаться его убегание от трудностей, настаивание, что он ничего делать не хочет, и не будет. Сейчас к этому еще добавляется проблема с компьютерными играми. Он говорит, что хочет играть только в планшет, телефон, играет в любое удобное время тайком, говорит, что хочет жить в компьютерной игре. Это еще оказалось легким способом общения со сверстниками, завел про игру разговор и можно часами о ней болтать. Хотя сейчас он многим ребятам уже надоел этими разговорами, дети начинают избегать общения с ним, могут его задирать. Сейчас мы забрали у него все гаджеты, сами не включаем ни компьютер, ни телевизор, это не решает проблему, он в ответ только еще больше бунтует. Предлагали ему варианты вернуть в свою жизнь компьютерные игры, он ничего не хочет делать для этого, только рассказывает, как он страдает. Предлагали играть в день по полчаса, если будет успевать сделать уроки, будет убирать за собой - его не устраивает полчаса, настаивает на том, чтобы играть неограниченно. Пробовали дать ему телефон на выходные, подумали, что наиграется и захочет гулять, играть... В итоге отобрали, потому что он даже в туалет не ходил, довел себя до истерики, не могу заснуть. Хотелось бы понять, как разрешить возникшую проблему, с чего начать, пока все наши попытки сводятся к тому, что он воспринимает наши телодвижения как слабость и возможность достигнуть желаемого им "играть и веселиться все время".

1 ответ
Янина Золотова (Полянская)
+1 1 -1
Здравствуйте.
Проблема Вашего сына началась с кого-то момента. Определенную роль в этом сыграли оба детских сада. Однако это может быть не единственным влиянием.
У Вас есть младший ребенок, а у старшего есть младший брат. Не все дети радостно воспринимают появление конкурента. До этого момента все внимание принадлежало только ему. И вдруг появился брат и пришлось с тех пор делить время и внимание родителей с ним. Поэтому его поведение еще и о том, что он восстанавливает прежнее нормальное для него положение дел - перетягивает проблемным поведением внимание на себя. Игровая зависимость может являться способом пережить внутреннюю боль и обиду на родителей, которые, по его мнению, предали его, бросили.
Скорее всего, без нового обращения к психологу не обойтись. Нужно понять, что с ним происходит - почему бунтует, против чего и для чего он это делает. В его поведении мощная агрессия, но пассивная. Ее нужно перенаправить в помогающее, а не разрушающее русло. Однако прямые предложения его не стимулируют. Можно мотивировать его "от противного" или ловить "на слабо". Но лучше проконсультироваться у психолога при очной встрече. Ребенок может в силу обиды не идти на контакт с вами, но откроется другому человеку.