Как объяснить дочери, что у папы есть другая семья
Здравствуйте, у меня такая ситуация. Моей дочке 3 года и 3 месяца. Я родила её в 33 года от не свободного мужчины. Он очень любит меня и малышку. Но из семьи не уходит, да и я не настаиваю. Сейчас малышка спрашивает его почему он не живёт с нами и просит его остаться. Как ей правильно объяснить, чтобы не травмировать, что мы вторая семья, что у него есть старшая жена, она на самом деле старшая и старше него на 15 лет, что есть старшая сестра, и что у него нет возможности с нами жить? Пока в той семье он не говорил, что у него есть ещё одна дочь. Но каждую минутку он проводит с нами, и она очень сильно чувствует нашу любовь. Мы вроде как дружная семья, учим её, что мы одна семья, вместе мы сила и наш дом крепость.

2 ответ
Как объяснить дочери, что у папы есть другая семья
Здравствуйте, Виктория!
Такую ситуацию, как у Вас, переживают многие мамы. Это не редкость и Вы не одни. А значит, есть уже какой-то опыт, который можно использовать. И хорошо, что Вы заботитесь о том, чтобы правильно и не травмируя, объяснить все дочке.
Все то хорошее, что есть у вас в семье: любовь отца к Вам и малышке, то время, которое он выделяет для общения с Вами обоими, установка, что вы дружны - все это нужно выносить на первый план для нее, что Вы и делаете наверняка. Потому что одна из основных функций семьи для ребенка - дать ему безусловную любовь и чувство безопасности.
Единственное, что стоит говорить ребенку, так это правду, но адаптированную для его возраста, чтобы он смог ее понять. Ничто так не разочаровывает повзрослевшего ребенка, как раскрывшаяся ложь родителя. Чем раньше ребенок будет знать правду, тем более естественней ему будет эту правду принять. Вдаваться в детали, которые он в силу возраста, понять пока не сможет, не стоит. Возможно, стоит сказать ей, что "папа до твоего появления на свет жил в другом доме, и сейчас там его основной дом, куда он должен возвращаться".
Прежде чем рассказывать дочке, что у нее есть сестра, а у папы другая жена, было бы неплохо обсудить этот вопрос с Вашим мужчиной, как долго он собирается хранить тайну? Рано или поздно Ваша дочка может захотеть увидеть сестру.
Когда Вы будете объяснять дочке, что у папы есть еще одна семья, сделайте акцент на том, что даже если папа не живет с мамой, это не значит, что он не любит дочь. Он все равно остается для дочки - любящим отцом, а его отношения с мамой - они немного другие.
И привлекайте по-возможности, отца к подготовке к этому разговору. То, КАК вы это расскажете - очень важно, ответственность за это лежит не только на Вас, но и на отце.
С уважением,
Ирина Шашкова
Как объяснить дочери, что у папы есть другая семья
Виктория, здравствуйте.
Сложно убедить дочку в том, во что вы не верите сама. Например, вы учите дочку, что вы одна семья, что дом – ваша крепость, что вместе вы сила. А вы сама в это вряд ли верите. Ведь отец ребенка не живет с вами постоянно, он не принимает решение уйти в вашу семью (а значит, так или иначе – ваша семья у него на втором плане).
Вы и сама не настаиваете, чтобы он ушел жить к вам. Значит, вам достаточно того, что есть? Или вы боитесь столкнуться с его ответом “нет” и с тем, что ваша семья, на самом деле, для него не играет той роли, какой вам бы хотелось? Т.е. правда как бы замалчивается.
И в той семье он не говорит о своей второй дочери. Т.е. вы все живете в формате полуправды. Возможно, вы и сама переживаете по поводу этого (иначе у вас не было бы страха травмировать этим дочку, если вы бы относились к этой ситуации спокойно)
Поэтому и вашей дочке вы вряд ли сможете описать все, как есть, потому что вы сами не видите картину достаточно ясно.
Вы вряд ли травмируете ребенка трех лет рассказом о том, что у папы есть вторая семья, есть жена и т.д. – это для дочки еще совсем непонятно. Вы ее можете травмировать только своим чувством ревности, которое у вас проснется, когда вы будете об этом рассказывать. А вот чувство это дочка считает очень явно и обязательно поймет, что тут что-то неприятное. И вряд ли она будет относиться хорошо к этой второй семье и к своей старшей сестре, если у вас есть к ним негативные чувства.
Я сейчас не говорю о том, что вам самой обязательно нужна ясная картинка происходящего и нужно поставить все точки над i. Может быть, такая психологическая защита – подходящее для вас решение. Поэтому это скорее для вас вопрос на размышление.
А вот дочке лучше рассказывать ту правду, которая будет для нее понятной и важной. Что папа живет в другом месте, для этого есть важные причины, но приезжает всегда, когда он свободен. Ведь он же должен работать, например? И все свободное время он проводит с вами. Что он ее очень любит - это самое важное для ребенка. Не юридические тонкости, а то, что у нее есть мать и отец, которые ее любят и заботятся о ней.
Виктория, здравствуйте.