Вопросы психологамРубрика: ПрофориентацияКак проходит первая встреча в консультировании
+1 3 -1
Ekaterina 27.02.18 в 09:51
Как проходит первая встреча в консультировании
Не могу представить как проходит первая встреча в консультировании, для сдачи экзамена нужно провести сеттинг и обсудить контракт с клиентом.

1 ответ
+1 2 -1
Как проходит первая встреча в консультировании
Самый простой способ узнать, как проходит первая встреча у психолога - это сходить к психологу на первую встречу :)
Я немного удивлен вашему запросу, поскольку интернет кишит подобной теоретической информацией)
"Провести сеттинг" - это некорректная формулировка, поскольку сеттинг - это границы (ограничения), условия взаимодействия специалиста и клиента. В рамках сеттинга есть то, что допустимо на сеансах, и то, что не допустимо. Очень многое отличается в зависимости от подхода и личности психотерапевта.
Самая популярная черта сеттинга - время. Если указано 50 минут, то 50 минут сеанс и длится, а не 67 или 42. Иногда допустимы корректировки +/-5 минут, но и то не каждый их допускает. Некоторые жестко ограничивают, некоторые допускают иногда выход за рамки сеттинга в особых случаях. Если психолог сам регулярно нарушает сеттинг с большинством клиентов - это говорит о недостаточной проработанности специалиста.
Некоторые договариваются всегда говорить от "Я", не советовать друг другу (особенно часто это наблюдается в групповой психотерапии), часто есть правило "Стоп" и так далее. Каждый психолог имеет свои особенности. Наиболее общая для всех (универсальная) рамка - время. Она встречается практически всегда у всех психологов и во всех подходах. Даже формулировка 60-90 минут - все равно ограничивает время контакта рамками от-до.
Контракт - устное или письменное соглашение о сеттинге (в его ключевых моментах). Это определение сейчас мне само в голову пришло. Я приведу в пример границы, которые оглашаю я:
1. Время сеанса (у меня 55 минут).
2. Оплата за первую встречу и последующие (первая у меня стоит меньше).
3. Отмена и перенос встреч: за 24+ часа можно отменить, если позже, то совершается оплата. И это взаимно: если я не могу провести и сообщаю менее, чем за 24 часа - я даю бесплатный сеанс.
4. Опоздания (в счет клиента).
5. Количество встреч для решения вопроса: я оцениваю приблизительно, сколько может потребоваться встреч и сообщаю об этом.
6. Количество встреч в неделю: для психотерапевтического процесса и погружения, проработки личностных черт, а не "тушения пожара" и периодической работы по запросу рекомендую не реже 1 раза в неделю. Так же думаю, что 3+ раза в неделю - это слишком часто и создает излишне плотный контакт психолога и клиента (может поощрять зависимость от психолога), но обычно этого не озвучиваю, поскольку желающих так работать не было еще. Но с другой стороны иногда в критические периоды я это допускаю.
7. Прикасания на сеансе - только по взаимному согласию, даже рукопожатие.
8. Правило "стоп": что бы не происходило на сеансе, клиент может сказать "стоп" и процесс прервется.
С некоторыми я могу в диалоге прояснять, что значит то или иное правило, для чего оно существует. Могу некоторые правила корректировать особенно с течением времени. Так, однажды в качестве эксперимента я предложил поработать 80 минут вместо 55, поскольку клиенту было всегда мало. А кто-то именно столько и работает обычно. Некоторые включают в контракт пункт вроде "как вы поймете, что ваш запрос решился?" Некоторые даже не работают менее 2 раз в неделю и не допускают переносов круглый год (я встречал таких психоаналитиков).
Вам важно понять, какие бы условия установили вы, почему они именно такие, где вы готовы идти на уступки, а где нет, сообщить условия клиенту устно или письменно и спросить, подходят ли они ему (некоторые просят расписаться в письменном виде). Также неплохо рассчитывать количество времени, сколько занимает такой процесс сообщения условий (у меня 5-10 минут).
Когда это лучше делать? Можно вначале сеанса, можно в конце. Можно и в середине, думаю, но это не может не прервать какой-то процесс, поэтому такая стратегия мне кажется не лучшей.) С заочниками (скайп) я условия вообще отдельно пишу после первой встречи.
Я надеюсь, более-менее ясно дал понять, о чем идет речь и помочь вам определиться с тем, что это вообще такое, задуматься, что это для вас, и быть готовым сдать экзамен.)
П.с.: завидую я таким экзаменам :) У нас и в помине не было даже приблизительно чего-то настолько практического (если речь идет про университет) :)