Вопросы психологамРубрика: Острые эмоциональные состоянияСмерть близкого человека, мне плохо/стыдно за то, что я проявляю эмоции
+1 1 -1
Екатерина 30.08.20 в 20:38
Смерть близкого человека, мне плохо/стыдно за то, что я проявляю эмоции
Здравствуйте, два дня назад у меня умерла бабушка (с папиной стороны). У меня не получилось поехать с родителями, из-за работы к ней. Сейчас они там и за все время я позвонила маме (звонок длился минуты две) и я услышала голос мамы, поняла, что она плачет постоянно. Когда узнала об этом была на работе и после этого пришла домой, но не знала что делать, показать что мне плохо - родители так больше расстроятся. Не было сил или смелости сказать папе что-либо, он скрывал свои эмоции. И когда мы с мамой плакали, быстро ушел.
На данный момент я работаю, пытаюсь себя чем-то занимать, видеться с подругой чтобы было не так грустно. Она пытается меня развеселить и когда я смеюсь, чувствую себя странно, не понимаю это чувство, мне плохо/стыдно за то, что я проявляю эмоции и имею на это права.
Как пережить этот момент и нормально ли, то что я пытаюсь так скрывать эмоции (плохие), а когда проявляю (хорошие) чувствую себя ещё хуже? И когда родители вернутся, как быть - совсем не знаю, что делать в данный момент со всем. Как дальше продолжать радоваться жизни?
Хочется, чтобы рядом кто-то был, но одна из подруг, даже не хочет встретиться со мной, хотя есть возможность, или элементарно не написала как я за все это время, можно ли считать, что это друг, или же она считает, что лучше не писать ничего или просто все равно на меня. Но есть конечно люди, которые могут поддержать, но к сожалению они не рядом со мной. Подскажите как быть в таких ситуациях. Очень надеюсь на ответ.

2 ответ
+1 1 -1
Екатерина, здравствуйте
Сочувствую вашей невосполнимой потере. Ваши родные справляются с горем так, как могут, ваш папа переживает все внутри, тогда как вы с мамой можете плакать и оплакивать. Хорошо, что вам удалось плакать вместе, слезы помогают переживать такую серьезную потерю.
Как пережить этот момент и нормально ли, то что я пытаюсь так скрывать эмоции (плохие), а когда проявляю (хорошие) чувствую себя ещё хуже?
Для того, чтобы пережить, нужно время. Время, чтобы плакать, горевать. Это нормальные эмоции, они не являются плохими, более того, горевать, плакать, искать утешения, сочувствия, - это как раз нормально, естественно. Жаль, что в наше культуре часто принято поступать иначе, переступать и идти дальше, тогда как горевать столько, сколько нужно вам, чтобы пережить это, - это естественный процесс. Понимаете ли вы себя, почему вы начинаете чувствовать себя хуже? Речь о чувстве вины? Если бы ваша бабушка знала, что вы  терзаете себя за способность испытывать хорошее, как вы думаете, что бы она вам сказала? Разве она хотела бы, чтобы в вашей жизни совсем не осталось радости?
И когда родители вернутся, как быть - совсем не знаю, что делать в данный момент со всем.
Вы можете попробовать поговорить с мамой о том, что с вами происходит, о бабушке, о том, как мама переживает эту утрату. Разговор о произошедшем мог бы помочь вам в проживании горя?
Как дальше продолжать радоваться жизни?
Частично я ответила выше на этот вопрос. Радость жизни начнет возвращаться по мере проживания горя, не торопите себя, но и не сдерживайте хорошие чувства, - они дают силы жить дальше.
можно ли считать, что это друг, или же она считает, что лучше не писать ничего или просто все равно на меня.
Мотивы подруги можно попробовать прояснить позже у нее самой. Иногда люди не знают, как поддержать другого. Вам сложно было подобрать слова для вашего папы. Возможно, и вашей подруге непросто ? Она может не знать, как поддерживать в проживании горя. Хорошо, что у вас есть люди, которые могут быть с вами в это время. Вы можете оставаться с ними на связи, писать письма, общаться по скайпу или по телефону, - сейчас есть разные возможности. Хорошо, если они какое-то время смогут побыть с вами, разделить ваши слезы или воспоминания о бабушке.
Екатерина, может быть, со временем вы сможете побывать на могиле и символически попрощаться, -это тоже может принести облегчение. Впереди поминки, и это хороший обряд для прощания, воспоминаний, прощания. Возможно, вы будете в это время уже в кругу семьи? Тогда этот ритуал прощания может способствовать проживанию горя.
Сил вам!
С уважением, Дарья Гуляева
+1 1 -1
Здравствуйте, Екатерина.
Сочувствую вашей утрате.
Вы переживаете свое горе, как можете. И ваши родные тоже. Можно позволить себе выражать горе, тяжелые эмоции, а так же позволять себе искать утешения и поддержки с друзьями, с родными. Для человека важно выражать печать и горевание при потере. Это помогает вам прожить этот этап и продолжить жить дальше. Если же вы подавляете чувства, вам сложнее будет пережить эту потерю. Очень важно оплакать ушедшего близкого человека. Возможно, отцу пока это сложно сделать. Но вы можете с мамой плакать, горевать, поддерживать друг друга, быть вместе, присутствовать рядом.
Нет ничего предосудительного в том, что вы продолжаете испытывать положительные эмоции. Разрешаете ли вы их себе? Возможно, вы считаете, что не должны радоваться и смеяться и поэтому вините себя? В этом нет вашей вины. Вы живой человек и можете переживать как горе, так и радостные чувства.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.