Сын 11 лет игроман, крадет карты, говорит только об игре, отказывается от еды
Здравствуйте. Моему сыну 11 лет. 2 года играет в Фортнайт. Игра настолько захватила ребенка, что реальный мир его не интересует. Дошло даже до того, что ребенок крадет банковские карты у меня из сумки. Отказывается от еды. Мало спит. Если не играет то смотрит Ютуб о грамотной стратегии и тактике в этой игре. Уроки не делает и ничего не читает. Диалог хочет вести только об этой игре.

4 ответ
Добрый день. Игровая зависимость у детей действительно серьёзная проблема.
Воспитание детей требует от родителей внимания и ресурсов. Прежде всего важно понять, как вышло, что ребёнок всё свободное время стал посвящать игре?Почему это позволялось?Ходит (или ходил?) ли он в спортивные секции, кружки?
Часто родители допуская вседозволенность в отношении компьютера, упускают момент чрезмерного увлечения детей играми. Похоже, что ваша ситуация действительно зашла далеко, т.к.:
ребенок крадет банковские карты у меня из сумки. Отказывается от еды. Мало спит
Возможен будет постепенный отказ от компьютера. Но, в любом случае, для сына это будет тяжело, т.к. он уже полностью в игре. Нужно планомерно сокращать его время пребывания за компьютером, если потребуется, то решительно. Не запрещайте компьютер совсем, это вызовет агрессию и обиду, но обозначьте, что есть и другие дела - уроки, уборка по дому. Т.е. постепенно приучайте его к тому, что есть и другие дела, а время игры ограничено. Да, он будет проявлять недовольство, и возможно пытаться манипулировать вами - к этому стоит быть готовой. Также стоит попробовать переключать его внимание на другие виды досуга, не связанные с гаджетами, - спортивные игры, творчество, желательно так, чтобы телефона при этом не было под рукой.
Также стоит разобраться, что для сына больше всего привлекательно в игре?Почему он туда убегает?Чего в реальной жизни ему не хватает?Эту работу лучше проделать со специалистом.
Довольно часто игромания - это компенсация чего-либо: внимания, определённых эмоций. Дети очень легко находят утешение в игре - ведь в мире виртуальном возможно получить всё.
Ещё нужно постепенно формировать определенную иерархию, вертикаль в семье - сын должен понять, что вы в семье старше, а он - младше, что вы мать, а не просто женщина, которая оплачивает интернет. Над, этим конечно нужно работать, и показывать действиями "кто главный", но, конечно без чрезмерного давления.
Также можно попробовать стать его соратником в игре. Поиграйте совместно. Пусть расскажет об игре, сюжете, персонажах. Во время игры попробуйте осторожно узнать у сына, почему ему так нравится именно эта игра или конкретный герой? Что творится в игре?С кем воюют или что строят? Возможно удастся наладить контакт. Если вы выясните, что именно привлекает сына в игре, то можно будет пробовать планировать его досуг чуть иначе, включив в него элементы, привлекающие сына.
Глубинные же причины игровой зависимости можно исследовать только со специалистом.
Если смогу быть полезен, моя почта: tochka.opory24.hibin
Всего доброго.
С уважением, Михаил Хибин
Здравствуйте, helen206.
Похоже, у вашего сына уже сформировалась игровая зависимость. Во всяком случае, описываемые вами симптомы: постоянная вовлеченность в игру, отсутствие других интересов, постоянные мысли об игре, возникновение психологического дискомфорта при отсутствии возможности снова играть, стремление найти возможность участия в игре даже совершая противоправные действия - говорят именно об этом. Причем, болезнь, а в данном случае, это уже болезнь, зашла уже достаточно далеко, так как нарушился аппетит и сон, нарушилась другая социальная активность.
К сожалению, подростки часто подвержены патологическому пристрастию к компьютерным играм. Родители же начинают бить тревогу достаточно поздно, когда уже справиться в одиночку нереально. Действительно, вначале это может казаться обычной увлеченностью, дети заняты и не мешают родителям, они сидят дома целыми днями и можно не беспокоиться, что они будут общаться с «плохими» мальчиками и девочками.
Поэтому, наверное, не удивительно, что Вы забили тревогу только сейчас, когда ребенок полностью ушел в виртуальный мир.
Чтобы помочь вашему сыну, нужно обратиться к психологу или к психотерапевту. Возможно, потребуется помощь врача, так как без медикаментозной поддержки справиться с этим будет трудно. Также игромания сама по себе может быть признаком другого психического заболевания.
Важно понимать, что причиной развития игромании могут быть особенности характера вашего сына, дефицит общения с Вами, наличие конфликтов в семье и многое другое. Поэтому именно психолог сможет выявить первопричину.
Поскольку в основе чаще всего лежат психологические причины, то Вам следует восстановить нормальные близкие отношения с сыном. И первое, что Вы можете сделать в этом отношении, не отказывайться поддерживать с ним беседу об игре. Пусть он начнет делиться с Вами тем, что его интересует в ней. Возможно, не надо сейчас полностью его изолировать от этой игры, а выделять на это только строго определенное время, и то, если сделает уроки, сходит в школу, поест и т.д.
Попробуйте заинтересовать его чем-нибудь еще, вовлечь его в какие-то другие активности, где тоже есть выброс адреналина, но вам придется сейчас делать это вместе с ним, так как его мир сузился до размеров виртуального пространства игры.
Ну и любой специалист, конечно, предложит провести достаточно длительный курс психотерапии для вашего ребенка.
С уважением, Юлия Павлова.
helen206, здравствуйте
Мои коллеги подробно ответили на ваш вопрос. Я хочу немного дополнить и кратко дать представление о сути зависимости, возможной профилактике в будущем и некоторых шагах сейчас.
Зависимость, как правило, возникает из-за дефицита ценностей в жизни, когда мало отношений с самим собой, другими, тем, что нравится, словом, когда есть сильная тоска по жизни с ее удовольствиями и радостями. Отсюда лучшая профилактика зависимости - ухаживать за своей жизнью, чтобы в ней было пространство для радости, для того, что нравится, что приносит наслаждение, удовольствие, баловать себя. Что бы вы могли предложить своему сыну в качестве замены увлекательной компьютерной игры? Какие горизонты жизни вы могли бы ему помочь открыть? Или исследовать это вместе с ним? Это касается и внутрисемейных отношений, и в принципе жизненных возможностей. Подумайте над тем, где ваш сын мог бы пережить чувство радости, жизни, удовольствия помимо игры? Что вы могли бы начать включать в вашу повседневную жизнь понемногу?
Вы написали, что сын играет два года. С чего все началось? Что стало спусковым крючком? В каких условиях возникла зависимость? Какие события этому способствовали? Это исследование может помочь проанализировать "стартовые условия" для зависимости. Важно понять, какое напряжение не выдерживает ваш сын? В чем его страдание, от которого он сбегает в компьютерную игру? Это может помочь понять психолог или психотерапевт. Это важно для понимания причины, которые привели к такому развитию, внутренней структуры вашего сына, его внутренних дефицитов.
С уважением, Дарья Гуляева
Здравствуйте, helen206
В вашем сообщении не было никакого вопроса, как и не было ваших чувств и отношения к происходящему. Возможно, вы очень занятой человек и/или закрыты от чувств? И нам (психологам проекта) тут только приходится догадываться/предполагать, что вас беспокоит эта проблема и вы хотите найти выход?
У меня сейчас много мыслей и эмоций относительно ситуации и вариантов действий, если бы я была на вашем месте. Но готовы ли вы лично сейчас эмоционально вкладываться в своего сына и выделить на это достаточно много времени и своего внимания, и терпения? Или ожидаете, что вам скажут, куда обратиться с сыном, чтобы кто-нибудь с ним что-нибудь сделал, как-то на него воздействовал, или дал психотропные препараты, когда начнётся распад его личности и полное погружение в виртуальный мир? Я не знаю. Как и не знаю/сомневаюсь, стоит ли мне сейчас вкладывать свои душевные силы и время в этот ответ? Будет ли от этого хоть какая-то польза? Но у меня возникло сочувствие к мальчику… Может, возникло бы и к вам, helen, если бы вы поделились своими переживаниями…
А пока отвечаю ради вашего сына
Чтобы не повторяться, присоединюсь к словам своих коллег и дальше развиваю затронутые ими темы.
Да, уход в компьютерный мир видеоигр – это побег. Но важно понять: от чего и для чего? Что есть такое в игре, чего нет в реальной жизни вашего сына?
Каким ваш сын чувствует, воспринимает себя в игре – этого ему не хватает в реальности. Ваша задача, создать такие условия, чтобы он в реальных отношениях дома и в школе мог испытать те же чувства: быть важным, значимым, интересным для кого-то (хотя бы для близких), быть успешным, быть лидером, способным выстроить стратегию и преодолеть/обойти какие-то препятствия, чтобы прийти к поставленной цели.
Для этого есть масса возможностей. И лично вам надо этим озадачиться, приложить усилия, выстроить далеко идущую стратегию и тактику каждого шага.
Знаете, есть такая фраза: «Единственный способ подавить мятеж – это его возглавить». Такая стратегия работает (мне помогала в 100% случаев, когда дети были подростками). Для этого надо сначала присоединиться, а потом уже повести за собой.
Чтобы ребенок/подросток вас услышал и пошел за вами (т.е. сделал в обозримом будущем то, что вы от него хотите, но не обязательно именно так), он должен вам доверять и чувствовать ваше уважение и доверие к нему. Ему важно чувствовать, что вы с ним, а не против него и не над ним, т.е. вы по одну сторону баррикады, вы с ним - одна команда. Для этого надо не формально вникнуть в его интересы. В вашем случае узнать побольше об этой игре, в которую играют уже больше 250 млн. человек. Согласитесь, чтобы врага (в вашем случае, зависимость от компьютерной игры) победить, его надо знать хорошо: все его слабые и сильные стороны. Читайте об правилах игры сами и спрашивайте у сына, чтобы он видел вашу искреннюю заинтересованность.
Только вы, как родитель и близкий человек, способны и должны уменьшить негативное влияние игры и использовать в своих целях её положительные моменты (если в одиночку будет сложно продумать конкретные шаги ваших действий, готова вам в этом помочь).
Давайте начнём с плюсов этой игры, которыми можно воспользоваться, чтобы у сына появился стимул выныривать в офлайн.
+ Fortnite – командная игра. Совместная игра может помочь укрепить отношения с друзьями или подружиться с кем-то в интернете, ведь для победы отряду необходимо действовать слаженно и постоянно общаться.
* Можно поинтересоваться, знает ли сын тех, с кем играет, как они общаются и взаимодействуют в процессе игры. И подбросить сыну идею развиртуализироваться: организовать реальную встречу для игроков из вашего города (чтобы он подбросил эту идею в общем чате игроков) Им можно было бы встретиться на полигоне, где играют в Paintball или другие командные игры и поиграть вживую; можно организовать пикник на природе с какими-то соревнованиями. Предложите сыну придумать другие варианты встречи офлайн и мотивируйте тем, что будет же классно, интересно и полезно узнать тех, с кем играешь (но без давления, чисто как идею)
К слову скажу, мой сын, будучи подростком, встречался так с игроками компьютерной игры, которая тогда была популярна. Они даже сделали себе футболки с названием игры. И эти встречи у них стали почти регулярными. И там оказалось много интересных умных людей, кто-то из них остался в друзьях и сейчас.
+ Fortnite помогает детям развить некоторые навыки, которые пригодятся в жизни. Ребёнок учится планированию, решению проблем, тактическому мышлению. Благодаря строительству в процессе игры улучшает ориентацию в трёхмерном пространстве и даже получает базовое представление об архитектурном проектировании. Также в Fortnite есть специальный режим, в котором игроки могут строить всё, что им придёт в голову, — отличный способ научиться самовыражению через творчество.
* У вас богатейший полигон для развития интереса сына во многих сферах, хотя бы в той же архитектуре и строительстве. Найдите, купите самые увлекательные и красивые книги по архитектуре. Найдите классный простой, лаконичный, доступный для детского понимания учебник по черчению: как рисовать фигуры на плоскости, но в трёхмерном пространстве; как выглядит предмет или здание в разрезе, как это изобразить. Попробуйте сами вместе с сыном придумать какой-то объект/здание и начертить. Вы знаете, как это сложно – придумать нечто-то новое?! И поверьте, в этом может оказаться больше вдохновения, энергии и пользы для будущей профессиональной реализации вашего сына, чем многие школьные предметы и обязаловка. И как бонус, сблизит вас с сыном. Ему не придётся искать признание и понимание на стороне в играх.
Есть такое понятие – импринтинг (запечатление). Так вот именно в возрасте 10-13 лет у детей происходит этот импринтинг: т.е. у них глубоко впечатывается нечто яркое, увиденное ими, что вызвало вдруг их сильный интерес или внимание. Это может оказаться и книга, и какое-то событие, новая информация. Заранее неизвестно, на что включится этот импринтинг у каждого отдельного ребенка. Впоследствии, этот интерес может сохраниться на всю жизнь или ввиде хобби, или стать делом всей жизни. Ваша задача, helen: обеспечить возможность появления новых интересных впечатлений как раз сейчас в возрасте вашего сына.
Ещё, как мотивацию развить стратегическое мышление, можно предложить сыну поиграть с вами в шахматы. А ещё лучше купить настольные игры со стратегиями, типа «Остров сокровищ». Сейчас таких появилось много. Для игры нужно несколько человек, причём не важно какого возраста: от 8 лет до 100. В них очень увлекательно играть всей семьёй, а если не хватает игроков, привлечь бабушек/дедушек или позвать друзей.
Если пока ваш сын не хочет и не может говорить ни о чём, кроме этой игры, все новые идеи и возможности подбрасывайте именно в приложении к игре, как то, что поможет улучшить его качества как игрока и участника команды.
Из минусов, которые тоже можно превратить в плюсы.
Про кражу банковских карт. Для чего они ребенку? Для покупок в игре?
В Fortnite игроки могут покупать косметические предметы (анимации танцев, облики для персонажей и оружия) за внутреннюю валюту — B-баксы.
В-баксы можно получить за некоторые действия — к примеру, за выполнение ежедневных испытаний. Или приобрести за настоящие деньги. Также за реальные деньги можно купить некоторые облики персонажей.
Можно поговорить с сыном, что как внутренняя валюта, так и реальные деньги даются за выполнение ежедневных испытаний (чем вы, взрослый человек, занимаетесь, выходя каждый день на работу). Предложите завести для мелких нужд сына его личную карту. Но для того, чтобы туда поступали какие-то деньги (не большие, но дающие стимул), ему придётся в реальной жизни тоже выполнить определённые действия. И приложите в этом деле творчество и фантазию, чтобы это не было только банальное выполнение домашки и уборки дома, чтобы в этом был и вызов для парня, и интерес, и небольшое преодоление себя.
Когда сложится уже какой-то уровень доверия и близости с сыном, в процессе вашей совместной деятельности или игры (чтобы это ни под каким соусом не звучало как манипуляция или наставление) зароните зерно в благодатную почву. Спросите, как бы невзначай: интересно, а что нужно знать и уметь, чтобы самому придумать, разработать и запустить подобную игру (которые приносят миллиардные состояния их создателям)? Какие специальные знания нужны для этого? Знание каких компьютерных программ необходимо? А можем ли мы их найти и изучить? Не всю же жизнь только играть и тратить на это время и деньги, может можно создать что-то самому и начать на этом зарабатывать? Дайте понять сыну, что вы чувствуете, что у него есть потенциал не только быть игроком, но и создавать, что-то своё (и не обязательно только в играх)
В общем, идей у меня ещё много, как что-то изменить в ситуации с сыном, но без обратной связи, к сожалению, нет уверенности: надо ли это вам и готовы ли вы воспользуетесь этим.
С уважением, Надежда Новикова
Здравствуйте, helen206
А пока отвечаю ради вашего сына
Из минусов, которые тоже можно превратить в плюсы.
С уважением, Надежда Новикова