Вопросы психологамРубрика: Родители и детиСын считает, что ему все должны
+1 1 -1
Татьяна 06.05.17 в 09:04
Сын считает, что ему все должны
Добрый день!
мне 30 лет, живу в гражданском браке, есть сын от первого брака, ему 10.
Проблема заключается в том, что с ним совершенно невозможно найти общий язык, он ничего не хочет сам делать, считает, что все вокруг ему должны, напрочь отказывается нести ответственность за свои поступки.
В школе плохие оценки, не потому, что он не выучил урок, а учитель плохая, несправедливо 2 поставила.
Забыл сделать реферат — «я скажу учителю, что я его сделал, а мама не распечатала»
приходит домой со школы, раздевается — брюки в зале, рубашка в его комнате на кровати, носки у меня в спальне под телевизором. Прошу убрать свои вещи в шкаф, в ответ слышу — «ты убери, ты моя мать, ты должна за мной убирать»
В холодильнике стоит обед, только подогреть нужно в микроволновке, сидит канючит — разогрей мне еду!
Убрать за собой со стола — «ты должна мне готовить и убирать».
Он уже не маленький мальчик, и навыки самообслуживания есть, когда он в хорошем настроении или хочет чего-то получить для себя (поиграть целый день за компьютером или денег карманных), он и убирает, и посуду моет, и даже картошку пожарить себе может сам.
Бывает требует денег с претензией — ты должна меня содержать! Зная, что я 2 месяца как купила квартиру (потратив все сбережения), сейчас долги и ремонт. Но при этом и сладости, и вещи, и развлечения я ему оплачиваю. Он требует еще и еще!
С родным отцом он не общается, алименты я не получаю.
Гражданский муж участия в воспитании тоже не принимает.
Я, бывает, сорвусь, наору, дам пощечину, изредка даже ремня могу дать — помогает на 2 дня, а потом все с начала — «ты должна, это твои обязанности»!
Откуда берутся деньги и что такое бытовые домашние обязанности я ему постоянно рассказываю, говорю с ним, он со всем соглашается, а на следующий день заново!
В быту он видит, что гражданский муж мне помогает — и обед готовить, и в квартире убрать и т.д. То есть перед глазами есть пример, когда мужчина помогает в выполнении домашних дел, но сам он ничего не делает.
Я боюсь, что он вырастет и будет ждать, что ему на блюдечке должны подать образование после школы, потом работу (а то и вовсе работать откажется!) и по дому за ним будут ходить в рот заглядывать и «попу подтирать», извиняюсь!
При этом, я своим примером показываю обратное: работаю на основной работе и еще на 2 подрабатываю, чтоб обеспечить достойный уровень жизни, а не жду что меня должны содержать, занимаюсь домом, собой. Если где-то ошиблась, хоть и без удовольствия, ошибки свои признаю и исправляю сама.
Моя цель: научить его уважать чужой труд (не сорить в квартире, только убранной мной и т.д.), научить его нести ответственность за свои поступки, а не сваливать вину на других, и главное — научить его самому добиваться своих целей, а не ждать, что все ему должны!
А вот что для этого делать, я не пойму, к сожалению(((

1 ответ
+1 1 -1
Сын считает, что ему все должны
Здравствуйте, Татьяна!
Вы пишите про 10-летнего ребенка так, что складывается впечатление о подростке лет 15.
Действительно, трудно признавать свои ошибки, не только детям, но и взрослым. Есть ли перед глазами ребенка пример такого взрослого? Готового признать свою неправоту и не оправдываться или не нападать?
Ребенок часто «зеркалит» родителей, также как взрослый не признает своих ошибок, так и ребенок не готов чувствовать вину.
При взаимодействии с ребенком важно не только ругать за что-то и указывать в повелительном наклонении – убери, сделай. Но и поощрять правильное поведение, то есть соблюдать баланс. Хорошее поведение – поощрять, выражать признательность и благодарность, проводить время с ребенком как он любит. В ответ на неправильное поведение – дистанцироваться, не поощрять даже криками, так как крик – это тоже сближение и контакт. Если нет теплого контакта, тогда крики – единственный контакт, который остается у ребенка и который ему легко вызвать.
когда он в хорошем настроении или хочет чего-то получить для себя (поиграть целый день за компьютером или денег карманных),
Это очень важный принципиальный момент. Не нужно поощрять карманными деньгами, иначе ребенок «напрягается» только, когда сам хочет или за деньги. Карманные деньги выдаются регулярно определенная сумма, например, 100 рублей в неделю по субботам. Родители могут советовать накопить или потратить карманные деньги, но ребенок решает сам, как именно распорядиться деньгами – купить жвачек и «ужеваться» или накопить на лего.
Зная, что я 2 месяца как купила квартиру (потратив все сбережения), сейчас долги и ремонт.
Пока не по возрасту понимание ваших вложений и труда.Хотя хорошо, что вы рассказываете, важно, чтобы это было в спокойном состоянии, а не тогда, когда он вас достал и вы укоряете его.
С родным отцом он не общается, алименты я не получаю.
Гражданский муж участия в воспитании тоже не принимает.
Вот это тоже принципиальные моменты. Возможно, вы выгорели? Знаком такой термин? Устали, хочется, чтобы ребенок быстрее стал взрослым помощником, а он пока мал и требует внимания, воспитания, желательно разного – вашего, школьного, отцовского или мужского…
Здесь как раз важно умение признать свои ошибки перед ребенком с вашей стороны. Каковы они?
Звучит очень достойно и, возможно, сурово. Важно, что ребенку было по возрасту и по силам требования, которые к нему предъявляются. Бывает, помогает список дел, некий чек-лист, в котором он сам галочками отмечает сделанные дела. Чек-лист лучше составлять ежедневно. Ищите разные подходы и способы. Сил вам, хочу поддержать вас в вашей родительской цели.