Вопросы психологамРубрика: Поиск своего места в миреЕсли я изолируюсь от общества, повлияет ли это на здоровье (психическое и физическое)?
+1 2 -1
Иван 12.05.18 в 12:27
Если я изолируюсь от общества, повлияет ли это на здоровье (психическое и физическое)?
Здравствуйте! Я подумываю уволиться с работы и перейти на фриланс (программирование): он позволит высвободить дополнительное время для изучения различных наук, что мне очень нравится.
Я нашел хороший ресурс, где преподают курсы программирования онлайн, плюс которых заключается в том, что на начальном этапе они помогают определиться с направлением, а потом с трудоустройством.
Но мне нужно взвесить все риски и шансы, в частности узнать, каковы последствия длительной социальной изоляции для здоровья, отсюда 3 вопроса.
1. Повлияет ли отрицательно на моё психическое и физиологическое здоровье многолетняя (или даже пожизненная) и практически полная социальная изоляция? Буду целыми днями сидеть у компьютера и выходить только в магазин, на пробежку и в библиотеку, общаться только с заказчиками по Интернету, изредка с немногочисленными друзьями.
2. Если я, скажем, заведу кактус, или нарисую рожицу футбольному мячу, или вообще создам воображаемого собеседника и буду с ним разговаривать, рассказывая о том, что прочитал за день и что понял, не приведёт ли это к тому, что этот собеседник станет для меня настолько настоящим, что я забуду о его нереальности? Если да, это будет психическим расстройством? И тогда можно в качестве альтернативы выговариваться в пустоту, держа в памяти при этом, что меня никто не слышит, чтобы избежать псих. расстройства? Что лучше? (Это очень удобно: «поговорить», «поделиться» своими открытиями можно в любой момент, при этом не надо ничего выслушивать, не надо тратить время на встречи для поддержания контакта и т. д.)
3. И вообще, возможно ли уничтожение потребности в общении, чтобы стать абсолютно независимым от него (но практиковать его только как средство достижения прагматичных целей) без последствий для здоровья? Всё же эта потребность есть, заложена где-то в подсознании, но разумом я осознаю, что она мне не нужна; может, её просто игнорировать, и она пропадёт через какое-то время?
Исходные условия: – смысл моей жизни – познание окружающего мира через изучение наук. Считаю, с «точки зрения» Вселенной существование камушка, попавшего к вам в ботинок, и вас самого одинаково бессмысленно, поэтому каждый придумывает индивидуальный смысл жизни. Для кого-то это семья и другие социальные отношения, для кого-то – деньги и власть и т. д., у меня такой смысл, больше мне ничего не нужно; – после работы занимаюсь физкультурой, ем и оставшееся время что-нибудь изучаю (в последнее время – этимологию слов английского языка). Большую часть выходных провожу в книгах, статьях и др. источниках информации.
почему мужчины одинокиОдиночество для меня – это радость, возможность полностью погрузиться в то, что мне нравится. (Возможно, на последствия для здоровья влияет субъективное восприятие одиночества.); – психически здоров, не социофоб, хотя интроверт. Неформальное общение с людьми выстраивается абсолютно нормально, но воспринимается мной во многом как потеря времени: от выслушивания того, что твой собеседник купил, какая футбольная команда выиграла и как он посидел с друзьями, немного пользы (но так же, я вижу, считают и те, кому я, выговариваясь, рассказываю, например, о семасиологии); – мне 25 лет, работаю аналитиком хозяйственной деятельности на предприятии, живу один в своей однокомнатной квартирке в Петербурге. Общение происходит в основном с коллегами. Родители и младший брат 5 лет назад погибли, с родственниками общаюсь редко. Есть 3 близких старых друга, но они живут в других городах, поэтому мы только созваниваемся раз в пару месяцев. Имеются несколько приятелей в городе, но думаю перестать поддерживать с ними отношения, чтобы было больше времени на занятия наукой, да и они не разделяют моё пристрастие, поэтому с ними скучновато. Искать друзей среди тех, кто интересуется наукой, не хочу, т. к. нет гарантии, что человек сможет без искажений и полно рассказывать мне о научных теориях и фактах; намного лучше будет прочитать книгу, где всё точнее и подробнее. Да и друзья не всегда доступны. Отношения с женщинами были только в раннем детстве, потом пришёл к осознанию, что не вижу в них смысла (не хочу тратить огромное количество ресурсов – денег, нервов и особенно времени – для размножения и выращивания потомства, поскольку это, с моей точки зрения, слишком мало что даёт взамен), поэтому не собираюсь когда-либо строить отношения и семью. Заранее искренне благодарю за ваш ответ!
P. S. конечно, это совсем не обязательно, да я и не смею просить специально это искать, но, если вдруг у вас в памяти вдруг всплывут авторитетные исследования в области влияния социальной изоляции на здоровье человека в зависимости от субъективного восприятия изоляции, не могли бы вы назвать их, хотя бы примерно (ключевые слова, авторы; можно источники на английском)?

1 ответ
+1 2 -1
Здравствуйте, Иван.
Повлияет ли отрицательно на моё психическое и физиологическое здоровье многолетняя (или даже пожизненная) и практически полная социальная изоляция?
Заранее ответить на этот вопрос невозможно. Слишком много всяких «если», а так же неизвестных факторов в этом уравнении.
Основное, что неизвестно — как отреагирует ваша психика на социальную изоляцию и тотальное лишения себя общения…
Теоретически, можно предположить, что не очень хорошо, так как потребность в общении, контакте, близости, поддержке, человеческом присутствии и тепле хотя бы с малым количеством людей — одна из базовых потребностей нашей психики.
Если я, скажем, заведу кактус, или нарисую рожицу футбольному мячу, или вообще создам воображаемого собеседника и буду с ним разговаривать, рассказывая о том, что прочитал за день и что понял, не приведёт ли это к тому, что этот собеседник станет для меня настолько настоящим, что я забуду о его нереальности? Если да, это будет психическим расстройством? И тогда можно в качестве альтернативы выговариваться в пустоту, держа в памяти при этом, что меня никто не слышит, чтобы избежать псих. расстройства? Что лучше?
Как практическое руководство я бы не использовала ни один ни другой вариант. Оба они болезненны и опасны. Первый вариант — более щадящий для психики. Внешне он может выглядеть как психическое расстройство, но имеет функцию защиты психики от боли. Если от боли психику не защищать, то дисфункции могут быть намного тяжелее. Как это не печально.
Это очень удобно: «поговорить», «поделиться» своими открытиями можно в любой момент, при этом не надо ничего выслушивать, не надо тратить время на встречи для поддержания контакта и т. д.
Контакт с другим человеком или хотя бы живым существом сам по себе целителен. Особенно, если вы получаете в нем поддержку. Из этой фразы я могу предположить, что вам нужен человеческий контакт для того, чтобы поделиться, поговорить. Полезно было бы исследовать, какую вашу потребность удовлетворяют эти действия. Но очевидно, что какой-то ресурс вы от этого получаете. Важно установить, какой именно. Одновременно, вам не хочется самому вкладываться силами в поддержание контакта. Возможно, это отнимает много сил. Тут важно исследовать причины такой большой потери сил для поддержания контакта. Здесь есть несколько направлений: 1. ваши собственные особенности и 2. особенности людей, которых вы выбираете для общения, 3. как именно вы совершаете выбор вашего окружения. Будет полезна работать по всем из них.
На данный момент, вы теряете в контакте как будто намного больше, чем приобретаете. Таким образом вы выбираете вообще отказаться от контактов с людьми. Могу предположить, что наверное вам как то особенно невыносимо контактировать с другими людьми. Я бы посмотрела, что именно для вас происходит невыносимого и попробовала посмотреть, как можно было бы вам помогать в этом контакте.
Всё же эта потребность есть, заложена где-то в подсознании, но разумом я осознаю, что она мне не нужна; может, её просто игнорировать, и она пропадёт через какое-то время?
Она не пропадет. Она может быть очень сильно подавлена, что может привести к непредсказуемым неадекватным психическим реакциям.
Неформальное общение с людьми выстраивается абсолютно нормально, но воспринимается мной во многом как потеря времени: от выслушивания того, что твой собеседник купил, какая футбольная команда выиграла и как он посидел с друзьями, немного пользы (но так же, я вижу, считают и те, кому я, выговариваясь, рассказываю, например, о семасиологии)
Получается, что вам не интересно общаться с теми людьми, с которыми вы общаетесь. В вашем окружении нет вообще людей, которые бы хоть частично разделяли ваши интересы? Мне кажется, заставлять себя общаться с теми, кто вам неприятен и не интересен точно так же не полезно, как и заставлять себя отказываться от общения вообще. Рассматриваете ли вы вариант искать людей, близких вам по духу и разделяющих, хотя бы один из ваших интересов. Таки образом, вы сможете общаться о чем то одном с одними людьми, а о другом с другими?
Родители и младший брат 5 лет назад погибли, с родственниками общаюсь редко.
Очень вам сочувствую. Возможно, вы до конца еще не пережили эту потерю. Может быть отказ от общения является проявлением определенной стадии переживания горя. С этим можно будет разобраться в индивидуальной консультации.
Искать друзей среди тех, кто интересуется наукой, не хочу, т. к. нет гарантии, что человек сможет без искажений и полно рассказывать мне о научных теориях и фактах; намного лучше будет прочитать книгу, где всё точнее и подробнее.
Вы правы, если вам нужны люди для использования в качестве научного источника, то это не самый лучший выбор. Как научный источник книги безусловно лучше. А как источник тепла, удовольствия, поддержки и радости правильно подобранные люди на много эффективнее книг.) Но этот источник обычно нужно еще и самому подпитывать в контакте.)
Если вам нужна будет помощь в том, чтобы разбираться с этой темой подробнее, обращайтесь на консультацию по скайпу.
Я буду рада вам помочь.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.