Вопросы психологамРубрика: Острые эмоциональные состоянияВозможно ли что из-за жалости к себе я транслирую жертву и как избавиться от этих мыслей?
+1 1 -1
Kate557564 21.07.20 в 14:44
Возможно ли что из-за жалости к себе я транслирую жертву и как избавиться от этих мыслей?
Здравствуйте. Я постоянно транслирую жертву. Думаю это происходит из-за моей жалости к себе. У меня было очень трудное детство. Мать-нарцисс очень притесняла меня, унижала, издевалась. Отца не было. Я выросла забитой, замкнутой, стеснительной, необщительной. Мать, когда была беременная мною полезла в драку. Ну и мне досталось еще в утробе.
Я родилась очень болезненной и слабой. У меня большие проблемы с позвоночником, который исправлять уже поздно, вследствие этого очень плохое зрение врожденное. Постоянно болит спина. И я все время думаю, что если бы не было того случая, то я бы родилась здоровой, хорошо видела. Мне себя очень жалко, я чувствую себя жертвой, что мне не повезло в жизни. Постоянно накатывает это состояние и очень мучает меня до слез.
Еще я заметила, что из-за этого на меня нападают окружающие, особенно незнакомые, в общественном транспорте обязательно какая-нить тетка пихнет и обхамит. Нагло себя ведут, цепляются, видимо чуют жертву!
Я бы хотела избавиться от жалости к себе и не транслировать жертву, провоцируя нападения. Эти мысли появляются постоянно, так как спина болит, жить полноценно я не могу из-за плохого зрения (не корректируется). От них (мыслей) просто так не отмахнешься, так как хочется жить, а здоровье не позволяет. Еще бы хотелось наладить общение с окружающими, у меня социофобия, при общении я начинаю нервничать. Хотелось бы это устранить. Заранее спасибо

2 ответ
+1 1 -1
Здравствуйте!
Ваше сообщение вызывает много сочувствия, вам многое пришлось пережить и многое вы переживаете до сих пор. К сожалению, прошлое не изменить, но можно подумать, что можно сделать с тем, что есть в вашем распоряжении сейчас. Да, проблемы со здоровьем ограничивают ваши возможности в социуме, но, вполне вероятно, какие-то возможности для хорошей, пусть и в чем-то ограниченной, жизни можно найти и сейчас? Пробовали ли вы искать какие-то варианты? Чем бы вы хотели заниматься? Или, может быть, занимаетесь уже и сейчас? Что вы хорошо можете? Если вы будете видеть свои "МОГУ", вы сможете опираться на них, чувствовать себя более уверенно.
Еще бы хотелось наладить общение с окружающими, у меня социофобия, при общении я начинаю нервничать
В этом вам может помочь очная или дистанционная работа с психологом или психотерапевтом. Возможно, вы найдете полезное для себя в статье https://psyhelp24.org/strah-pered-lyudmi-sociofobiya/.
С агрессивным поведением может столкнуться каждый, даже очень уверенный в себе человек. Можете ли вы себя защищать от такого неподобающего поведения?
От них (мыслей) просто так не отмахнешься, так как хочется жить, а здоровье не позволяет.
Как бы вы хотели жить? И что доступно вам из этого сейчас? Вы знаете, в жизни много ценного, и эти ценности доступны вам даже при таком здоровье. Вы можете что-то видеть, можете видеть красоту цветов, ощущать дуновение ветра, чувствовать вкус чая или кофе. И благодаря таким мелочам жизнь может стать более вкусной, наполненной. Если допустить эти ценности до своего сердца, прочувствовать их, то можно пережить чувство, что вы уже живете, даже несмотря на здоровье. Ваша жизнь уже идет и в ваших силах сделать каждый свой день чуточку лучше, хотя бы в мелочах. Учитесь видеть ценности, допускать их до сердца, проживать то, что дает каждый день. Простые радости могут обогащать жизнь. Вам многое доступно уже сейчас.
С уважением, Дарья Гуляева
+1 1 -1
Здравствуйте, Kate.
В вашем письме нет как такового вопроса. Но есть желание устранить все проблемы, описанные выше. Поэтому сразу оговорюсь, что для этого потребуется ни одна встреча/работа с психологом и, главное, ваши личные усилия. При большом желании избавиться от ограничивающих мыслей возможно и самостоятельно.
я все время думаю, что если бы не было того случая, то я бы родилась здоровой, хорошо видела. Мне себя очень жалко, я чувствую себя жертвой, что мне не повезло в жизни.
Зависимость немного другая: не здоровье, по большому счёту, мешает вам жить, а ваши мысли и ваша жалость к себе.
Знаете, есть много людей на Земле, которые позавидовали бы вашему уровню здоровья, поверьте. Это те люди, врожденные увечья или приобретенные болезни которых страшнее в разы.
Кто-то из них, жалея себя и совсем опустив руки, влачит жалкое существование. Кто-то, делает то, что может с тем, что имеет. А некоторые из них достигают так много, что не снилось и тем, кто вроде бы во всех смыслах здоров.
Все эти категории людей отличает способ мыслить. Вот вы, например, как и многие другие (из первой категории отчаявшихся), всё время пребываете в прошлом. Его изменить нельзя – это во-первых. А во-вторых, важна ещё и его интерпретация.
Вот вы зацепились за тот случай, когда ваша мать, будучи вами беременна, полезла в драку (кстати, очень вероятно, что мама рассказывала эту историю исключительно из желания оправдаться и "перевести стрелки").
«Если бы» - убийственная фраза. Нет в истории сослагательного наклонения, как нет и подобной статистики. Вы знаете, сколько родилось здоровых детей у мам, влезающих в драки? Их есть. И я точно знаю, случаи, когда будущие мамы береглись, но родили детей с физическими патологиями.
Примите как факт, что так просто иногда случается! Вообще, абсолютно здоровых людей мало (как гласит народный юмор: «есть плохо обследованные»)
И ещё есть такой момент: когда у человека ослаблен один сенсорный канал восприятия (как у вас - зрение), другие каналы становятся более чуткими: обостряется слух и тактильные ощущения. Как-то я была на предприятии слепых, так они так ловко собирали приборы, что я, имея зрение, так бы не сделала.
У вас проблема в том, что вы оплакиваете и акцентируетесь на том, чего лишены, но совершенно сбрасываете со счетов способности и возможности, которые у вас есть.
Попробуйте начать думать в эту сторону. Для начала, составьте список всего, что у вас есть, что вы можете делать (считайте, что это ваше домашнее задание).
Я вас совсем не знаю и не видела, но даже по письму могу сказать, что вы умеете писАть, пользоваться компьютером и интернетом, хорошо формулируете свои мысли, улавливаете причинно-следственные связи, осознаёте, что транслируете позицию жертвы (а ведь далеко не все люди могут это осознать) и т.д.
Запишите в этот список как можно больше пунктов. У вас есть руки и ноги, и все остальные части тела, вы спокойно делаете вдохи и выдохи, можете говорить и двигать всеми конечностями (не всем и это дано) и т.д. и т.п. Может быть, вы умеете и любите выращивать цветы, ухаживать за животными, петь и т.д. и т.п.
Начинайте думать, как воспользоваться всем перечисленным из списка ваших умений. Ищите возможности для развития, а не причины поплакать над своей «горькой судьбой»
Возможно, для вас есть смысл познакомиться с разными категориями людей, имеющих какие-то физические ограничения (для начала, хотя бы поискать информацию в интернете). Пусть это будет для вас некий вызов (и моё второе домашнее задание).
! Почитайте обязательно про Стивена Хогинга, про Ника Вуйчича, про Милтона Эриксона, Валентина Дикуля, про то, что они сами говорят, что думают и что делают. И про многих других людей, которые, например, не имея рук, рисуют, вертят руль машины, печатают, используя ноги; или не имея ног, на металлических протезах выигрывают соревнования, при полной обездвиженности, думают, наблюдают, изучают и добиваются очень много (хотя, поверьте, тоже сожалеют о своих ограничениях)
Ещё можете пойти, например, волонтёром в детский хоспис. Это станет для вас серьёзным шагом преодоления себя (или можете писать им добрые письма и слать открытки, для начала, а потом познакомиться лично). Во-первых, вы поймёте, что с вами не так всё страшно. А, во-вторых, можете многому научиться у этих детей в плане философского отношения к жизни.
Можете побыть волонтёром в детском психоневрологическом интернате, брошенных на обочину жизни детей с увечьями и умственной отсталостью (вот уж кому, точно, не повезло в этой жизни) или в каких-то социальных центрах.
Помощь кому-то поможет вам почувствовать собственную силу и физическую, и душевную. И ответная реакция этих детей подарит вам любовь.
на меня нападают окружающие, особенно незнакомые, в общественном транспорте обязательно какая-нить тетка пихнет и обхамит. Нагло себя ведут, цепляются, видимо чуют жертву!
Да, вероятно, именно ваша трансляция жертвы провоцирует нападение. Это равносильно, что у вас на лбу висит табличка: «Нахами, пихни меня!». И тут весь вопрос: КАК поменять эту надпись.
С этим вопросом тоже стоило бы поработать на личных консультациях с психологом. Но что-то вы можете сделать для себя сами прямо сейчас.
Начните намеренно и осознанно выстраивать и менять своё внутренне состояние (а заходя в места скопления людей, особенно). Именно внутренний настрой читают окружающие. Если вы боитесь чего-то – ровно это и получите. Но картина поменяется, если вытащить все страхи наружу и осознанно с ними поработать.
Давайте начнём с транспорта.
Как третье задание для вас:
- попробуйте про себя или вслух сказать примерно такую фразу: «Ша, тётенька! и дяденька тоже! Рот закройте и руки свои от меня уберите! А то я за себя не ручаюсь! Чтобы вы все были здоровы, и мы все были счастливы, никогда не нарушайте мои личные границы!!!»
Не волнуйтесь, что я предложу говорить это вслух в транспорте:) Просто поиграйте с разными интонациями: угрожающими, вызывающими, наглыми, тихо и спокойно, но со сталью в голосе и уверенностью, что вы сможете за себя постоять, если что…
Повторяйте пока вам весело от этого не станет, пока не почувствуете нутром своё право на эти слова и на любые действия в защиту себя.
- Обязательно перечитайте сказку Про зайкину избушку. Помните, где «была у зайки избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Растаяла у лисы избушка и стала она к зайке проситься.» А потом выгнала его. Помните, зайке помочь собирались и медведь и собаки, но напугались крика лисы: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Вы же понимаете, с её стороны это был чистый блеф. Но он работал!
В той же сказке, когда зайке никто не смог помочь, пришёл петух и воспользовался тем же «оружием», что и лиса. Он напугал её просто словами: «Несу косу на плечах, хочу лису посечь. Убирайся лиса из домика!»
Вы тоже можете смело пользоваться этим способом. Для тех, кто слабее физически, внутренняя сила и уверенность, и иногда блеф – это наше фсё.
Ваши внутренние фразы могут быть и другими. Например, «Я уважаю себя! Я уважаю вас! Оставайтесь за пределами моих границ. И я не нарушу ваши. Давайте жить мирно».
Главное, что бы вы реально почувствовали внутреннюю уверенность и спокойствие, что вы защищены, потому что сможете сами постоять за себя (любыми мирными путями, а при необходимости и не совсем мирными).
Потом, держа это чувство и фразы в голове, достаточно будет просто посмотреть на тётку, которая собирается вас пихнуть или нахамить. Попробуйте:)
Кстати, как только вы взрастите в себе эту внутреннюю силу, уверенность и спокойствие, ваша социофобия растает без следа.
Если не получится всё это проделать в одиночку, обращайтесь. Буду рада вам помочь.
С уважением,
Надежда Новикова.