Навигация по статье «Сексуальное насилие. Часть 1: мифы о сексуальном насилии»:
«Изнасилование – один из самых жестоких видов преступлений. Это не только вторжение в самые интимные части человеческого тела, но и надругательство над самой сутью человека, над его душой»
Г. Абарбанел
Сексуальное насилие — одно из самых распространенных и, увы, быстро растущих преступлений против личности. По данным официальной статистики МВД России в стране ежегодно совершается порядка 4-5 тысяч преступлений, охарактеризованных как изнасилование или попытка изнасилования.
Однако в официальной статистике учитываются только случаи, когда жертва подала заявление в правоохранительные органы и не отозвала его в последующем. К сожалению, случаев, когда человек никуда не обращается за помощью, в разы больше…
Читайте также статью: «Психология жертвы. Почему женщина часто является жертвой в отношениях?»
Тем временем изнасилование оставляет неизгладимые следы в душе человека, подрывает его доверие к миру и к самому себе.
- Как помочь, если ваш близкий пережил сексуальное насилие?
- Какие слова подобрать и что сделать для того, чтобы облегчить его страдания?
Давайте попробуем разобраться в этой статье «Сексуальное насилие. Часть 1: как помочь пережить сексуальное насилие?«. Но прежде, чем говорить о помощи человеку, пережившему изнасилование, необходимо рассмотреть вопросы о том, что же такое сексуальное насилие, какие его виды бывают. Затронем также и некоторые распространённые мифы об изнасиловании.
Что такое сексуальное насилие
Насильственные действия сексуального характера – так называется принуждение человека к какому-либо виду сексуальной активности помимо его воли. Ошибочно полагать, что принуждение совершается лишь тогда, когда к человеку применяют физическую силу. В качестве принуждения может применяться также обман, угрозы и запугивания, шантаж, а также использование своего авторитета.
Насильственные действия сексуального характера могут содержать или не содержать физический контакт насильника с жертвой. Если мы говорим о действиях без физического контакта, то к ним можно отнести вуайеризм (подглядывание, например, при переодевании), эксгибиционизм (демонстрация своих половых органов) и словесные оскорбления, касающиеся сексуальной сферы.
Очень часто можно встретить мнение о том, что вуайеризм не наносит никакого вреда тем, за кем подглядывают, однако, это далеко не так. Ведь по сути, это вторжение в личное пространство человека без его на то согласия, вызывающее дискомфорт и чувство стыда, неприятия.
Что же касается эксгибиционизма или словесных оскорблений, касающихся сексуальной сферы, то цель этих действий – шокировать человека, испугать его, заставить испытать психологическое потрясение.
Насильственные действия сексуального характера, которые содержат физический контакт — это насильственный петтинг (насильственное прикосновение к различным частям тела жертвы или принуждение жертвы к прикосновению к телу насильника) и непосредственное насильственное проникновение (оральное, анальное, вагинальное).
Говоря о сексуальном насилии в этой статье, мы будем иметь в виду именно насильственное проникновение.
Мифы о сексуальном насилии
К сожалению, когда речь заходит об изнасиловании, в общественном сознании всплывает множество мифов.
Миф «сама виновата»
Вероятно, самый распространённый из них – это так называемый миф «сама виновата». Жертву насилия обвиняют в том, что она:
- была не так одета (слишком короткая юбка, слишком глубокий вырез, слишком высокие каблуки),
- не там ходила («а нечего в темноте одной шляться!»),
- не так проводила свободное время («не пошла бы в клуб, ничего бы и не случилось!»),
- не с теми общалась («кто же с незнакомым мужчиной идёт на свидание?»).
Вся ответственность, согласно этому мифу, целиком и полностью лежит на жертве.
Однако, правда в том, что ответственность за сексуальное насилие всегда лежит исключительно на насильнике. И никакое поведение жертвы не является причиной или поводом для насильственных действий над ней.
Даже если девушка, одев ультракороткую юбку и блузку с глубоким вырезом, отправилась в ближайший клуб на дискотеку и танцевала там с незнакомым мужчиной, она не хотела быть изнасилованной. И, вероятно, даже не думала об этом.
И если девушка в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения лежит на скамейке в парке, то нормальной реакцией будет вызвать ей «скорую помощь», а не воспользоваться её состоянием для совершения насилия.
Миф «сексуальному насилию подвергаются молодые и привлекательные девушки»
Ещё один очень распространённый миф гласит о том, что сексуальному насилию подвергаются только молодые и привлекательные девушки. Действительно, нападениям более подвержены женщины (порядка 87% всех случаев, оставшиеся 13% — мужчины и дети), однако, ни возраст, ни вес, ни какие-либо другие внешние данные не являются защитой от насилия. Сексуальному насилию подвергаются женщины всех возрастов, любой комплекции, цвета кожи и разреза глаз. Не застрахован, увы, никто.
Миф «со мной этого никогда не случится»
Именно поэтому убеждение в том, что «со мной этого никогда не случится» — это тоже всего лишь миф.
Сексуальное насилие происходит в любое время суток, как в тёмных переулках, так и в достаточно оживлённых и людных местах, с женщинами и мужчинами любой национальности, стиля одежды и внешнего вида.
Насильником может выступать незнакомый человек, а может близкий друг семьи или родственник.
Миф «если насильник знаком, то это не насилие»
Это ещё один миф, возможно, выдуманный кем-то для того, чтобы оправдать своё поведение. Принуждение остаётся принуждением вне зависимости от того, кто его совершает. И если преступник был знаком жертве, то произошедшее переживается многократно тяжелее.
К сожалению, иногда в роли насильников выступают партнёры, родственники, хорошие знакомые, в общем, люди, от которых подобное поведение никак не ожидается. Поэтому в таких случаях, помимо стыда, унижения, боли и страха, жертва испытывает глубокое разочарование в отношении насильника и крах доверия к миру.
Очень часто, особенно, когда сексуальное насилие совершается в отношении детей, можно встретить глубокую убеждённость в том, что всё забудется, если о произошедшем не рассказывать. Конечно, не стоит отрицать вероятности того, что психика, в попытках уберечься от травмирующих переживаний попросту «отключит» все воспоминания о сексуальном насилии.
Однако со временем эти воспоминания всё равно будут прорываться на поверхность – невозможностью построить отношения, страхами и необъяснимой тревогой. У каждой жертвы должна быть возможность рассказать о том, что с ней произошло, поделиться своими переживаниями и быть выслушанной и понятой.
Мы рассмотрели самые распространённые мифы о сексуальном насилии. В завершении первой части статьи хотелось бы обозначить несколько черт, которые определяют психологию насильника.
Психология насильника
▪Человек, способный совершить преступление против другого человека, в частности, сексуальное насилие, считает себя уникальным, имеющим право нарушить то или иное правило или закон, которым другие люди подчиняются.
▪ У такого человека всегда есть оправдание своему поведению, которое позволяет снять с себя ответственность и переложить её на жертву или на какие-либо жизненные обстоятельства – «это не я такой, это жизнь такая» или «она сама этого хотела».
▪ Насильники зачастую преуменьшают ущерб, нанесённый жертве – «подумаешь, это всего лишь секс!», а также злятся на неё и приписывают ей свои мысли «все женщины хотят быть изнасилованными».
▪ Они считают себя сильными, независимыми и самостоятельными, но вместе с тем, не могут испытывать настоящие близкие отношения, часто бывают закрыты и не умеют распознавать собственные чувства.
▪ Для многих насильников характерно чувство собственничества по отношению к жертве. Им важно владеть жертвой, управлять ею. Некоторые преступники всерьёз рассчитывают на то, что после сексуального насилия возможны дальнейшие отношения с жертвой. Насилие для них – попытка выстроить межличностные отношения, которые недостижимы другими путями.
В этой статье мы рассмотрели само понятие сексуального насилия, его виды, а также распространённые мифы об изнасиловании и некоторые характерные черты насильников.
О том, как помочь своему близкому, по отношению к которому было совершено сексуальное насилие, читайте во второй части статьи «Психологическая помощь жертвам насилия. Часть 2: как могут помочь родственники и близкие люди?».
Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:
«Сексуальное насилие. Часть 1: мифы о сексуальном насилии»
Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.
«Сексуальное насилие. Часть 1: мифы о сексуальном насилии»
http://PsyHelp24.org/seksualnoe-nasilie/
Такими статьями, снимая всякую ответственность за происходящее с жертвы, авторы и подобные психологи делают жертвы только более слабыми, ещё сильнее закрепляя у них выученную беспомощность.Виктимологию никто не отменял. Просто необходимо на ровне с психологией насильника писать и психологические особенности, характерные для жертв.Они и воспитываются то чаще всего в одних и тех же семьях и дополняют друг друга.Только понимая свою часть ответственности жертва может что-то сделать и изменить ситуацию. Я знаю, о чём говорю. Я была в ситуациях, когда меня пытались изнасиловать (при этом я была в два раза мельче и слабее) Вот только понимая, за что в этой ситуации отвечаю я, и не будучи по природе жертвой, я не дала этому свершиться совсем, получив при этом опыт собственной силы, а не беспомощности. И жертв надо учить этому пониманию, что они в состоянии сделать в любой ситуации, как они могут защитить себя, как бы ни были слабы физически.Повторюсь: но это не возможно без понимания своей ЧАСТИ ответственности. Понятно, что говорить об этом при первом разговоре с пострадавшей от насилия не стоит (это совсем другой процесс) … Но я сейчас говорю только про статью. И вот в ней уже неуместно создавать новые бредовые мифы о том, что жертвы, ну вообще тут не причём, а следовательно вообще не могут
изменить ситуацию, раз их ответственности совсем нет, и будут и далее такими же беззащитными и насилуемыми.
Здравствуйте, Надежда! Спасибо за Ваш комментарий! Попробую чуть более подробно раскрыть свою точку зрения на проблему.
Если возвращаться к понятию выученной беспомощности, то можно вспомнить о том, что выученная беспомощность формируется у человека лишь тогда, когда он убеждается в том, что от его активных действий ничего не зависит и негативное событие всё равно произойдёт. Важно то, что событие должно повториться многократно. Таким образом, в случаях сексуального насилия выученная беспомощность может появится у жертвы насилия тогда, когда она подвергалась изнасилованию несколько раз и каждый раз не могла оказать сопротивления сама и не получала помощи извне. И здесь я не могу не согласиться с тем, что необходимо будет анализировать глубинные причины повторения одного и того же сценария в жизни человека.
Однако, случаев, когда человек подвергся насилию впервые в жизни, больше в разы. И о формировании выученной беспомощности в таких ситуациях говорить несколько неправильно, на мой взгляд.
//Только понимая свою часть ответственности жертва может что-то сделать и изменить ситуацию.//
Кажется, здесь немного спутались контексты. В тот момент, когда насилие вот-вот должно совершиться или уже совершается, жертва действительно может кричать/звать на помощь/активно сопротивляться и этим избежать насилия. А может этими же действиями сделать хуже, приведя насильника в ярость и вызвав его ещё большую агрессию. И здесь нельзя однозначно утверждать, что будет «лучшим» выходом и позволит сохранить свою жизнь – сопротивляться или не оказывать сопротивления.
Однако, за тот момент, когда в голове насильника зарождается идея совершить насилие и за тот момент, когда он эту идею начинает воплощать в жизнь, жертва никакой ответственности не несёт. Если совсем упрощённо – жертва изнасилования иногда имеет возможность сделать выбор в пользу той или иной стратегии поведения во время акта насилия (конечно, если не находится в состоянии шока, а такое тоже бывает часто). Но она НИКОГДА не может выбирать за насильника, пойти ему на преступление или нет. Воздействовать на саму ситуацию жертва может. Воздействовать на то, возникнет или не возникнет ситуация – нет.
И вот в статье я как раз и показала то, что за выбор насильника жертва ответственности не несёт. Вам же, вероятно, показалось, что статья о том, что в случае насилия жертвы никак не сопротивляются и тем самым отвечают за то, что были изнасилованы. Кстати, вот и ещё одна вариация мифа «сама виновата».
Спасибо за статью. С принуждением к самому половому акту у меня, Слава Богу, не было, но у меня нередко были случаи, когда мужчины трогали меня против моей воли или заставляли меня трогать их «мужские достоинства». Я им говорила, что не хочу этого, но они ничего не хотели слышать. Получается, и такие действия тоже можно отнести к насилию?
Здравствуйте, Дана! Благодарю за отзыв!
Ох, прочитала Ваше сообщение и много тяжёлых чувств появилось. Сожалею о том, что в Вашей жизни был подобный опыт…
Да, все действия, о которых Вы написали — это насилие. Вы даже слова использовали такие, которые говорят о принуждении — «против моей воли», «заставляли», «не хочу этого». Насилие совершается против воли и желания человека — это его ключевая характеристика.
Доброе время суток, как влияет чувство стыда в данной ситуации на жертву и бывает ли оно у злоумышленика ?
Здравствуйте!
Вы, к сожалению, задали очень абстрактный вопрос.
//как влияет чувство стыда в данной ситуации на жертву//
Когда? До, после? Стыда чего именно? Жертва может быть парализованной чувством стыда за происходящее с ней и прекратить (или даже не начинать) сопротивляться. Или наоборот, чувство стыда может подступить потом и блокировать действия по собственной дальнейшей защите (обращению в полицию и т.д.). Чувство стыда нередко остановится тем, из-за чего насилие продолжается, к примеру. Но не зная вашей конкретно ситуации и той цели, ради которой вы спрашиваете, трудно ответить на вопрос конкретно.
//бывает ли оно у злоумышленика //
Бывает. Статистики у меня нет, да и вряд ли она есть вообще, но чаще все-таки раскаяние не наступает, а большинство насильников либо считает, что все это было «вовсе не насилие», а «она сама хотела», либо считает, что она была «виновата» и «должна быть наказана». т.е. чаще все-таки придумываются оправдания своему поведению.