Вопросы психологамРубрика: Родители и детиСыну трудно учиться в 12 лет
+1 2 -1
Роман 24.01.18 в 20:04
Сыну трудно учиться в 12 лет
Сыну 12 лет. Умный (наши наблюдения и все учителя говорят). Не может заставить себя учиться. Приходит их школы - не может заставить себя сделать уроки. Ранее ставили диагноз - гиперактивность. Занимается полчаса, потом начинает хныкать - устал, хочу отдохнуть. При этом играть в планшет не устает. Занимался карате 2 года - ничему не научился, преподаватель стонал от него. Приходил только за тем, чтобы поиграть с ребятами (в окно зала наблюдал). Та же история с фортепьяно - 3 года впустую. Изучать теорию активно отказывался, сестра показывала, какие клавиши жать, а по нотам играть сам не мог. Пришлось бросить. Мы бы и не переживали, мало ли, не нравится и ладно. Зато на плавание ходит в охотку 4 раза в неделю. Правда там особо их не напрягают, они плавают по двум дорожкам, просто тренер за ними присматривает. Пугает то что в общеобразовательной школе стал приносить двойки. В прошлую среду три, сегодня две, дневник красный. Я сегодня не выдержал и отлупил. Вроде сидит, делает. Не знаю, что делать дальше. Продолжать лупить или спустить на тормозах? Может, он вообще не способен воспринимать обучение в школе? Так что, бросить обучение и искать призвание? Подскажите, пожалуйста.

1 ответ
+1 3 -1
Сыну трудно учиться в 12 лет
Здравствуйте, Роман.
Не может заставить себя учиться. Приходит их школы - не может заставить себя сделать уроки.
Ребенок в 12 лет в норме не может себя заставить делать то, что ему не хочется. Я вам больше скажу, не все взрослые могут долго себя заставлять делать то что им неприятно, вызывает раздражение, не приносит удовлетворения или вознаграждения, в чем они не видят смысла. По отношению к взрослому человеку мы понимаем, что это нормально. Когда такое поведение демонстриует ребенок это считается отклонением от нормы.
Занимается полчаса, потом начинает хныкать - устал, хочу отдохнуть. При этом играть в планшет не устает.
Совершенно верно. Сосредоточиться и напрягаться ему сложно. А развлекаться и играть — нет. Вы так описываете поведение сына, как будто считаете, что он уже должен в 12 лет самостоятельно ставить цели, поддерживать свою мотивацию, выдерживать напряжение, удерживать внимание. Но нет, не должен. Можно ему давать 5-10 минутный перерыв и опять за занятия.
Зато на плавание ходит в охотку 4 раза в неделю.
Ну и отлично. 4 раза в неделю это достаточно серьезная концентрация на занятии.
Пугает то что в общеобразовательной школе стал приносить двойки.
Что именно вас в этом пугает? Боитесь, что так теперь будет всегда? Не обязательно. Пытались ли вы прояснить, что происходило в вашей жизни до того как он стал приносить двойки и в этот период? Возможно здесь обнаружится одна из причин возросшего напряжения у ребенка.
Продолжать лупить или спустить на тормозах?
Я надеюсь это вы не всерьез спрашиваете?
Жесткие меры могут только напугать и обозлить человека (любого человека). Если «кнут» дает быстрый «положительный» эффект, то только за счет боли и страха. В долгосрочной перспективе воздействие болью и страхом вызывают привыкание, отключение чувствительности, эмоциональности, когнитивной сферы, ожесточение, огрубение, включаются мощные психологические защиты. Т.е. в перспективе использование жестких мер усугубляет как саму проблему, которую вы пытаетесь решить, так и добавляет новых.
Альтернатива тому чтобы не бить ребенка- это не попустительство, если вы его имеете ввиду, говоря «спустить все на тормозах».
Альтернатива — выстраивание границ и четкое понимание того, что можно требовать и ожидать от ребенка, а чего нет, что можно ему поручать самостоятельно делать, а в чем надо помогать и делать это вместе. К сожалению оттюнинговать ребенка так, чтобы он сам все делал самостоятельно и не приносил никаких хлопот - не получится.
На сколько я поняла, у вашего сына сложности с концентрацией внимания, с волевой сферой. Если вы хотите ему помочь, нужно разбираться, что могло бы ему помогать делать то, что ему сложно. С этим можно разораться на индивидуальной консультации. Подыскивать способы развивать по тихонечку способность концентрироваться и выдерживать напряжение, поискать что бы вы могли делать вместе так чтобы это занятие доставляло вам обоим приятные эмоции от общения. Не поручать тех вещей, о которых вы заранее знаете, что ему их самостоятельно делать сложно. Поручать только маленькую часть, что-то делать вместе, а что-то под вашим частичным присмотром. И обязательно объяснять для чего ему делать то, что вы от него требуете. Когда у человека нет положительных смыслов и оснований, очень сложно сохранять мотивацию. Мотивация "чтобы не побили" работает намного хуже чем какой нибудь простенький "пряник".
Может, он вообще не способен воспринимать обучение в школе? Так что, бросить обучение и искать призвание?
В школе практически всем не легко. Бросить обучение конечно можно, но важно вначале понять, почему… Как ребенок сам объясняет свои двойки? В чем он видит причину? Он сам не хочет учиться? Что произошло?
Возможно так же, что ваши переживания связаны с некоторым черно-белым взглядом на ситуацию. Если есть сложности, так сразу бросить школу, и вообще не способен. Если не быть, так значит попустительствовать. Но между этими крайностями есть еще множество различных вариантов.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.