Вопросы психологамРубрика: Прочие вопросыВо мне живет несколько личностей
+1 1 -1
Максим 15.05.20 в 19:56
Во мне живет несколько личностей
Здравствуйте! У меня вопрос связанный с наличием внутри себя сразу нескольких личностей.
Началось это около года назад, когда я расстался с девушкойКак пережить расставание с любимым человеком. После расставания у меня было не сильное, но умеренное ухудшение настроения, я знал как работать с этим и оказал быструю помощь себе, чтобы ускорить этот процесс (выкинул все старые вещи бывшей, ограничил поступление информации о ней и тд.), но иногда, особенно вечером дома, немного становилось грустно и в один из таких вечеров я познакомился со своей первой «субличностью».
Я сидел дома на диване после пробежки и вспоминал о бывшей девушке, как вдруг резко мое состояние переключилось и со мной внутри начал разговаривать очень целеустремлённый и достаточно серьезный человек, причем это было выражено именно в форме речи, я прям начал говорить, но говорил не я, а будто другая часть меня, а я внимательно слушал, и не задавал вопросы. Этот человек внутри четко знал, что делать, как делать, он был очень мотивированным и сильным, а потом резко замолчал и мое внутреннее состояние сразу улучшилось.
Он периодически появлялся в трудные моменты и давал своего рода «пинок». Это мой первый внутренний друг: сильный, целеустремленный и знающий как добиваться всего несмотря ни на что.
Второе внутреннее состояние - это очень рациональный, думающий и умный человек, который четко структурирует проблему, разбирает ее на детали и выдает решение, очень четкое и необсуждаемое решение .
Скажу сразу, что такое происходит со мной не часто, и я не могу контролировать это. В некоторые моменты, как правило, при появлении негативных мыслей или при плохом настроении, может резко появиться один из этих двух «ребят» и начать говорить, причем вести диалог с ними я не могу, я лишь слушаю, но говорят они так ясно и убедительно, что вопросов у меня и не возникает.
Хочу заметить, что это именно разговор, то есть я говорю ртом (это громкая или умеренная речь), но говорю не я, а будто другой человек, я только слушаю. Они появляются очень резко и когда никого нет рядом, и сразу на 180 градусов меняют проблему, но как регулировать это я не знаю, и как обращаться к ним тоже не знаю, так как это происходит спонтанно и неконтролируемо. Спасибо за ответ.

2 ответ
+1 1 -1
Во мне живет несколько личностей
Максим, здравствуйте.
В каждом из нас живёт, как минимум, три субличности.
По Зигмунду Фрейду личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я. В англоязычной психоаналитической литературе используются термины: Ид, Эго и Супер-эго. Каждая из этих областей личности обладает собственными функциями и свойствами.
Если очень кратко
1. «Оно» (Ид) - сфера бессознательного; биологические потребности,  инстинкты/влечения, эмоции/чувства, вытесненные желания; действует по принципу удовольствия.
2. «Я» (Эго) – сознание, которое следует реальности, вырабатывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде; это структура психики, ответственная за принятие решений; Эго может ограничивать проявления Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира; действует по принципу реальности,  разумности.
3. «Сверх-Я» (Супер-Эго) – усвоенные личностью ценности культуры, нормы морали, права, этики, выступающие в качестве цензора в поведении человека; действует по принципу морали
По Эрику Берну личность так же делится на три субличности с теми же функциями, только названы они иначе: Ребенок, Взрослый, Родитель
Состояние Я – Ребенок  ощущает и действует так, как в детстве
В этом состоянии человек находится под влиянием чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно").
Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция (без этого состояния невозможны игра и любовь, да и секс будет нудным и скучным); негативные проявления — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.
Ребенок внутри нас может быть очень разным (таким, каким сложился в детстве):  приспосабливающимся, бунтующим, свободным
Состояние Я – Взрослый - весь личный накопленный жизненный опыт; трезвая оценка реальности, сбор и объективное осмысление фактов  с минимальным включением эмоций. Основная функция – урегулирование конфликта между позициями «Я-Ребенок» и «Я-Родитель».
Позиция Я-Родитель подразумевает нахождение в состоянии, свойственном одному из родителей. Человек реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Данная позиция состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители, либо важные/значимые в их жизни люди (например, любимый учитель, тренер и т.д.)
Родитель внутри нас может быть разным: подавляющим, критикующим, опекающим, заботливым, поддерживающим
Между этими подструктурами личности возникают разные сложные, чаще не осознаваемые нами, взаимодействия; случаются иногда и внутренние конфликты. Сейчас не буду вдаваться в эти подробности.
Максим, возможно, вы уже поняли, голосами каких структур вашей личности вы говорили? В вашем случае не идёт речь о реальной диссоциации – раздвоении личности. Такой защитный механизм психики может сложиться в случаях крайне жестокого и унизительного обращения в детстве. И основное ядро личности при переключении из одного состояния в другое, не помнит, что происходило (это воспринимается, как провал в памяти). Это же точно не про вас.
Очень возможно, что вы говорили голосами либо поддерживающего, мотивирующего, наставляющего «на путь истинный», Родителя внутри вас, или рационального решателя проблем – Взрослого.
Вы очень рациональный, целеустремленный человек. Кто в вашей жизни был таким же? Возможно, эта интроецированная модель поведения помогает вам справляться с переживаниями, возникшими после расставания с девушкой?
После расставания у меня было не сильное, но умеренное ухудшение настроения, я знал как работать с этим и оказал быструю помощь себе
Понятно, что хотелось бы оставаться всегда сильным, рассудительным, активным (часто наличие чувств или, как у вас сейчас - ухудшение настроения из-за расставания, воспринимаются мужчинами как проявление слабости)
Но, главное при этом, не заморозить все чувства совсем. Иначе можно превратиться в бесчувственную деревяшку или холодную льдинку. И тогда строить отношения с девушками будет проблематично. Потому как устранить чувства совсем, не прожив и не изжив их, невозможно. Если вы их просто подавите, они окажутся загнанными глубоко в бессознательное. И там они останутся, и минуя ваше сознание будут влиять/руководить вашим выбором и поступками, например, в отношениях с девушками. А вы на сознательном уровне не будете понимать, что не так, что их  или вас не устраивает..
такое происходит со мной не часто, и я не могу контролировать это. В некоторые моменты, как правило, при появлении негативных мыслей или при плохом настроении, может резко появиться один из этих двух «ребят» и начать говорить, причем вести диалог с ними я не могу, я лишь слушаю, но говорят они так ясно и убедительно, что вопросов у меня и не возникает
Судя потому, что появляются эти «ребята» в моменты негативных мыслей или плохого настроения, могу предположить, что у вас стоит запрет на них (вероятно, некритично «проглоченный» и усвоенной в детстве от значимого взрослого). Но они неизбежно иногда появляются в жизни любого человека, и вы не исключение. Тогда ваша психика запускает в ход вот такие «бронированные танки»
как регулировать это я не знаю, и как обращаться к ним тоже не знаю.
Я тоже пока не знаю, как их регулировать и как обращаться к ним. Ведь эти «ребята» - часть вас. Чтобы глубже понять и разобраться во всём происходящем, необходима совместная исследовательская работа на личных консультациях
С уважением, Надежда Новикова
+1 2 -1
Во мне живет несколько личностей
Здравствуйте, Максим.
Вы описали ваше состояние. Однако не задали вопрос. на который ждете ответа.
Я могу предположить, что вы опасаетесь, что у вас психическое расстройство? Однако могу и ошибаться, конечно.
О том, какие части личности выделяют в классических психотерапевтических подходах, вам коллега написала выше. Кроме классических частей личности, другие подходы используют в своей работе разделение на условные части. В вашем случае, например, части уверенного друга и рационального человека. Часто части ярко проявляются, когда имеет место какой то внутренний конфликт. Тогда одна часть может представлять одну сторону конфликта, а вторая часть - другую сторону конфликта. Сам факт того, что вы выделяете части внутри себя не является основанием заподозрить какое-то расстройство.
это именно разговор, то есть я говорю ртом (это громкая или умеренная речь), но говорю не я, а будто другой человек, я только слушаю. Они появляются очень резко и когда никого нет рядом, и сразу на 180 градусов меняют проблему, но как регулировать это я не знаю, и как обращаться к ним тоже не знаю, так как это происходит спонтанно и неконтролируемо.
Тут стоит разделять, что вы имеете ввиду, когда говорите, что не можете контролировать появление этих частей. Вы не можете контролировать их появление в вашем внутреннем пространстве или еще и не можете контролировать их проявление в виде речи наружу? Что вы имеете ввиду, когда говорите, что говорю не я, а другой человек? Вы не узнаете свой голос? Вы себя не ощущаете в тот момент? Кажется, что кто-то другой с вами разговаривает? Замечаете ли вы нарушение восприятия реальности в эти моменты? Что значит "сразу на 180 градусов меняют проблему"? Говорят ли эти части какие то вещи или транслируют чуждые вам идеи, что-то такое, что вы бы в своем обычном состоянии никогда не приняли и не сделали?
Если ваше состояние вызывает у вас опасения, вы можете проконсультироваться у врача психотерапевта, чтобы исключить заболевание или вовремя начать лечение.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.