Вопросы психологамРубрика: Родители и детиКак помочь ребенку наладить контакт с миром?
+1 1 -1
Как помочь ребенку наладить контакт с миром?
Здравствуйте! Моей дочке 9 лет. Очень впечатлительная девочка, мне кажется, даже слишком. Вот, например, будучи развитой не по возрасту, недавно прочитала "Детство" Горького и сильно переживала, прочитав, как дед Каширин высек розгой маленького Лешу Пешкова, была в шоке, спрашивала, как можно так жестоко поступать с маленькими детьми. Мы пытались объяснить, что родители разные, мы, вот, например, даже шлепнуть ладонью не в состоянии, ни ее, ни маленького братика, но есть те, которые регулярно лупят своих детей. Она не могла понять и переживает, что мир несправедлив.
Или другой пример, у нее в классе есть ученик инвалид "колясочник". Она спрашивала, как можно его излечить, мы попытались объяснить, что это невозможно, он, к сожалению навсегда останется инвалидом, она сгоряча крикнула "как же мир несправедлив", убежала в свою комнату, уткнулась в подушку и долго плакала. Причем, физическую боль она не переносит так тяжело, как несправедливость.
Вот, например, полгода назад, увидев, как 12-летние хулиганы издеваются над маленьким котенком, полезла с ними в драку, они ей сломали нос, но вмешался полицейский, когда ее везли в больницу она только кричала "оставим его (котенка) у нас! Оставим у нас!" Мы действительно его оставили, но было видно, что ей важнее котенок, чем ее собственная физическая боль. Может это и хорошо, что у нее такое доброе сердце, но ведь в мире столько несправедливостей. Как помочь ей наладить контакт с миром?

1 ответ
+1 1 -1
Как помочь ребенку наладить контакт с миром?
Алиса Тимофеевна, здравствуйте
У вашей дочери и правда доброе сердце, она может сострадать другим, глубоко переживать несправедливость. Вы можете помочь ей в проживании ее открытий, связанных с мироустройством: важно быть рядом, разделять ее горе, позволять ей поплакать, то есть, дать ей прожить ее чувства, разочарование, боль. Вы можете больше поговорить о том, что ее затрагивает, давать более развернутые объяснения и от общего идти к частному ( то есть, не все такие, не мир несправедливый, а есть конкретные люди, это позволит уйти от генерализации, обобщения и прийти к пониманию конкретной единичной ситуации). Давайте в этом потренируемся.
есть те, которые регулярно лупят своих детей.
Можно сказать и о том, что книга была написана в начале двадцатого века, с того времени произошли определенные изменения в воспитании детей, сегодня наказания уже редко рассматриваются как необходимый элемент воспитания. Если и встречаются люди, которые бьют своих детей, то их все же немного. И это правда ужасно, но так иногда бывает. То есть, вы можете говорить о том, что так бывает, и это правда ужасно, но это не общее правило, и это не "мир несправедливый", а отдельные люди творят зло, и часто такие люди сами не видели лучшего обращения.
она сгоряча крикнула "как же мир несправедлив", убежала в свою комнату, уткнулась в подушку и долго плакала.
В таких ситуациях важно разделить ее слезы, посочувствовать дочери, которая так остро переживает чужую боль. И такие ситуации также могут стать отправной точкой для глубокого разговора о ее чувствах и о мире. В чем она видит несправедливость мира? В том, что у людей разное здоровье? Это правда грустно. Но иногда люди, которые отличаются от других, могут прожить более насыщенную и хорошую жизнь по сравнению со здоровыми. Вы можете привести какие-то известные примеры, которые покажут вашей дочери. что особенности здоровья , хотя и ограничивают жизнь, могут в конце концов приводить даже к чему-то хорошему или во всяком случае не отнимать всю радость жизни. Здесь можно говорить и о печали в связи с тем, что и такое случается, и о том, как ваша дочь, сочувствуя людям с инвалидностью, может помогать, если она этого хочет. И это будет ее посильный вклад в улучшение нашего не всегда справедливого мира.
ей важнее котенок, чем ее собственная физическая боль.
Так чувствовать чужую боль можно по разным причинам, иногда это следствие повышенной чувствительности, иногда это связано с подростковым возрастом (ваша дочь вот-вот вступит в пубертат), иногда с собственной какой-то непрожитой болью. Трудно сказать заочно, что влияет. Но, может быть, это и не так важно. Важно и хорошо, что вас это тревожит, что вы хотите помочь дочери в проживании ее открытий. И здесь будет достаточно быть рядом, разделять ее чувства, сочувствовать, разговаривать и показывать, что не весь мир такой, то, с чем она сталкивается, - это часть реальности. В мире есть и хорошее. А затем начинайте вместе проживать хорошее, помогайте дочери видеть в жизни и светлое, а несправедливое рассматривайте с разных сторон. Это и будет одна из возможностей, как снова увидеть в мире и хорошее, которое, стоит ради справедливости отметить, в нем тоже есть.
С уважением, Дарья Гуляева