Вопросы психологамРубрика: Прочие вопросыСтрах смерти, что будет после смерти
+1 1 -1
Gaukhar 02.11.20 в 04:36
Страх смерти, что будет после смерти
Как перестать бояться и начать жить - практический курсДобрый день! В последнее время вопрос смерти возникает все чаще, что будет после смерти. Неужели мы просто будем лежать в сырой земле и все. И это настораживает. Интересует что будет дальше. Сильный страх того, что я не успею чего-либо сделать. Это такие эмоции при которых я начинаю реветь, и впадаю в депрессию.
В моем возрасте я думаю это рано об этом задумываться. Как можно подавить такие мысли, или правильно принять для себя, литература не помогает. Читала разную литературу, писала доклад на эту тему и мнения начали расходиться.
Умом я понимаю, что это неизбежно, все мы пройдем через это. Но как это принять в правильном понимании я не знаю. Что нужно сделать чтобы начать думать в правильном направлении. Как это принять для себя. Возможно есть книги психологов.
Я очень эмоциональный и тревожный человек, принимаю близко к сердцу. В религиозном направлении я не до конца понимаю, как все это возможно. Как можно своё подсознание настроить в правильном русле, чтоб не думать о негативе?

1 ответ
+1 2 -1
Страх смерти, что будет после смерти
Здравствуйте!
Страх смерти - один из базовых, фундаментальных страхов человека. Ему в той или иной мере подвержены многие люди. Для того, чтобы смягчить свои чувства, важно для себя понять и определиться - что именно больше всего пугает в смерти? Расставание с любимыми людьми? Неизвестность того, что будет после? Что-то ещё?
Сильный страх того, что я не успею чего-либо сделать.
Вы пишете о том, что не успеете что-то сделать в этой жизни. Мне кажется, это очень важный момент, отвечающий на вопрос о том, что именно в смерти так сильно пугает. Пугает вероятность не успеть. А что именно Вы можете не успеть? Про что это "не успеть"? Что хотелось бы сделать, какой след оставить в этом мире? Что хотелось бы успеть сделать?
Виктор Франкл говорил о том, что осознание конечности жизни способно наполнить её смыслом. И тогда ещё одним шагом к смягчению страха смерти может стать наполненность жизни. Делать что-то, что имеет для Вас и окружающих ценность, что радует и приносит удовлетворение, что может помочь другим и принести пользу окружающим - вот то, что может помочь и Вам.
Другой известный психотерапевт, Ирвин Ялом, писал о том, что одиночество усиливает страх смерти. Соответственно, для того, чтобы уменьшить его, необходимо устанавливать глубокие связи и близкие отношения с другими людьми.
По поводу книг - я бы рекомендовала "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти" Ялома и "Сказать жизни "Да" Франкла.
с теплотой, Элина