Вопросы психологамРубрика: Дружба и коллективЧувство вины когда говорю кому-то “нет”
+1 1 -1
Елена 19.12.19 в 21:45
Чувство вины когда говорю кому-то "нет"
Здравствуйте. Меня зовут Елена, мне 23 года. Моя проблема заключается в следующем. Я постоянно в отношениях с людьми испытываю чувство вины, когда делаю что-либо не так, как хотят эти люди, либо когда говорю им "нет", либо еще как-либо выражаю свое несогласие с людьми и их позицией. Это приводит к тому, что я всегда и во всем подстраиваюсь под людей и соглашаюсь с ними даже в ущерб себе. Либо к избегающему поведению. Иногда даже выполняю работу, которую на самом деле не хочу выполнять. Чувство вины очень сильное, жгучее", сопровождающееся головокружением, дрожью, депрессивным фоном, сердцебиением, похолоданием конечностей и желанием провалиться сквозь землю или еще как-то исчезнуть с лица земли. А еще ненавистью к себе, чувством аутоагрессии. С чем оно связано? С тем, что, во-первых, я очень эмпатичный и эмоциональный человек, и для меня даже если человек хоть чуточку станет хуже ко мне относится является трагедией (я буду винить в этом себя, что испортила наши отношения). Во-вторых (это вытекает из предыдущей позиции) с наивным (я это понимаю), иррациональным убеждением, что все в человеческих взаимоотношениях непременно должно быть гладко и "правильно". И когда я сделала что-то не то, что желает от меня другой человек, я могу целыми сутками и даже ночью прокручивать в голове мысль "а как он теперь ко мне относится", "а что он теперь обо мне думает"... Мне мешает моя гиперсовестливость! Ну и еще я не готова к критике и неприятию. Я будто живу чужими мнениями о себе. Если мне скажут что я "такая-то", я такой-то и буду себя считать. У меня словно нет какого-то внутреннего "стержня", придающего мне независимость в Самооценкасамооценке и действиях... Корни этого я вижу в воспитании в семье. Я очень люблю своих родителей и не хочу как-то на них наговаривать. Но при этом думаю, что причины лежат как раз в детстве. Мои родители меня воспитывали следующим образом. Когда я делала только то, что хотели они (а я интуитивно как-то чувствовала, чего желают от меня другие люди), они меня хвалили, даже "подкрепляли" каким-либо подарком или сладостью. Когда я даже какое-то минимальное свое желание высказывала (не перечила им, а просто говорила что я хочу) мне сразу навязывали вину, говорили что я плохая девочка, что хорошие девочки себя так не ведут и т. д. А иногда просто смеялись. Это было очень действенно. У меня родители всегда были особыми людьми в том смысле, что они никогда не слушали других и никогда не вставали на место другого человека, они себя считали во всем правыми. Это, как мне кажется, наложило свой отпечаток на мою психику. У меня в детстве и юношестве было такое подсознательное чувство - нормально в первую очередь так, как считают и хотят мои родители, а все остальное как бы... "отклонение", что ли. Именно чувство. Умом я конечно понимала, что это не так. Я, наверно, полученную в детстве модель проецирую на других людей. Но я не знаю как избавиться от такого поведения! Еще мне постоянно снижали самооценку. Как дома, так и в школе. Это тоже сильно повлияло. Говорили - ты такая-то (плохая). Критиковали за изъяны внешности. Была полной - называли жирной, жиробасом. Дело в том, что я очень не люблю себя. В этом тоже причина. Мне кажется, что каждый мой жест, взгляд, любое мое действие - БЕЗОБРАЗНО. Я стыжусь себя. Мне стыдно за то, какая я есть. И когда я делаю что-то действительно неправильно или ошибаюсь в чем-то (а такое, конечно, бывает у всех), я себя Н-Е-Н-А-В-И-Ж-У. Это приводит к недооценке или неуверенности в собственных силах и возможностях.
Добавлю еще важную информацию. Все эти невысказанные требования или желания, которые я коплю в себе, весь этот страх проявить себя приводит к копящейся внутри меня раздражительности, а также к чувству хронической усталости. Я иногда внутри себя бываю как "вулкан" или котел, но все равно постоянно все "проглатываю" и сдерживаюсь. А эта раздражительность и усталость в свою очередь влияют на мое здоровье и самочувствие. Например, у меня может внезапно подняться давление (хотя бОльшую часть времени оно хорошее), либо же вдруг прихватить живот, либо, скажем, начать дергаться глаз. В настоящий момент эта хроническая раздражительность все более и более плавно перетекает в какое-то депрессивно-подавленное состояние. У меня чувство, словно я двигаюсь по замкнутому кругу.
Чего я хочу на данный момент, так это перестать чувствовать себя постоянно виноватой и общаться с людьми на равных, а не быть постоянно подавленной ими по собственной воле. У меня слишком "марионеточная" психология. Но как это сделать... Чтобы вы посоветовали в моей ситуации? Спасибо. PS. Извините за такую "простыню" текста, просто хотела описать проблему как можно более подробней.

1 ответ
+1 1 -1
Чувство вины когда говорю кому-то "нет"
Здравствуйте, Елена!
Извините за такую "простыню" текста, просто хотела описать проблему как можно более подробней.
Спасибо, что так подробно описали проблему. Но Вы не только подробно все написали, но и провели очень верные размышления и сделали выводы.
ненавистью к себе, чувством аутоагрессии. С чем оно связано?
Связано с тем, что
я всегда и во всем подстраиваюсь под людей и соглашаюсь с ними даже в ущерб себе
То есть получается, что Ваша жизнь принадлежит на Вам, а Ваши чувства, желания игнорируются, не учитываются.
если человек хоть чуточку станет хуже ко мне относится является трагедией (я буду винить в этом себя, что испортила наши отношения)
Вы пишете о трагедии. А если представить это поподробнее, то что именно будет? Да, отношения с этим человеком могут испортиться. И что дальше? Что будет с Вашей жизнью?
иррациональным убеждением, что все в человеческих взаимоотношениях непременно должно быть гладко и "правильно".
Вы правы – это иррациональное убеждение. Значит, надо изменить его на рациональное. Для чего важна гладкость и «правильность» в отношениях? Вы могли бы назвать критерии этой гладкость и правильности?
"а как он теперь ко мне относится", "а что он теперь обо мне думает"...
Другой человек будет что-то думать, в его голове могут быть какие-то мысли. Вы можете что-то с ними сделать? Или можете их контролировать?
Я очень люблю своих родителей и не хочу как-то на них наговаривать.
Если говорить о конкретных фактах, это тоже «наговаривать»?
Но при этом думаю, что причины лежат как раз в детстве.
Не могу не согласиться, да, это так, Вы правы.
А иногда просто смеялись
Смеялись над Вашими действиями? А хотелось понимания, поддержки? Я не знаю точной картины, но, возможно, это психологическое насилие? Почитайте об этом в статье https://psyhelp24.org/nasilie-v-semie/. Может, что-то покажется Вам знакомым.
Еще мне постоянно снижали самооценку.
И поэтому сейчас
Дело в том, что я очень не люблю себя.. каждый мой жест, взгляд, любое мое действие - БЕЗОБРАЗНО. Я стыжусь себя.. я себя Н-Е-Н-А-В-И-Ж-У.
Я понимаю. И очень сочувствую Вам. Любить себя ребенка учат родители, но Вас этому не научили. Думаю, пришло время учиться этому. Только теперь это будут делать не Ваши родители, а Вы сама.
Все эти невысказанные требования или желания, которые я коплю в себе
И здесь согласна, если не отстаивать себя, накапливать негатив, все это может перейти в проблемы со здоровьем.
Чего я хочу на данный момент, так это перестать чувствовать себя постоянно виноватой и общаться с людьми на равных, а не быть постоянно подавленной ими по собственной воле… Но как это сделать... Чтобы вы посоветовали в моей ситуации?
Начать работу со своей самооценкой, с отношением к себе. Желательно совместно с психологом. Тогда Вы сможете выражать свое несогласие с людьми, чтобы отстоять свои желания, свое мнение.
Когда я даже какое-то минимальное свое желание высказывала (не перечила им, а просто говорила что я хочу) мне сразу навязывали вину, говорили что я плохая девочка, что хорошие девочки себя так не ведут и т. д.
Теперь Вы взрослая, можете не зависеть от родителей, не принимать ту вину, которую они навешивают на Вас. И учиться не принимать вину от других людей.
Если понадобится консультация, обращайтесь. Буду рада помочь.
Моя почта tochka.opory24.poznyak@yandex.ru.
С уважением, Ольга Позняк.