Я чувствую свою вину перед мамой после её смерти
Здравствуйте!
Три недели назад у меня умерла мама. Сейчас у меня очень подавленное состояние. Ситуация осложняется тем, что я нахожусь на шестом месяце беременности. Я стараюсь держаться ради ребенка, меньше плакать, но у меня не получается остановиться.
Я чувствую свою вину перед мамой. За день до смерти она мне звонила, а я не взяла трубку. У меня было плохое настроение, я просто не хотела повышать на неё голос. И неделю до этого звонка я ей не звонила тоже, хотя знала, что у неё ОРВИ. Думала, что нужно позвонить, но не звонила. Не знаю почему, но в ту неделю мне вообще ничего не хотелось, у меня была апатия, возникала раздражительность на всех. А она мне не звонила тоже. А оказалось, что она умерла в больнице, она была там уже несколько дней. Мне никто не сообщил, только брат знал об этом, но у нас с ним очень натянутые отношения, мы не общались год. Пять лет назад, спустя несколько месяцев после того как я поступила в университет в другой город, маме ампутировали ногу по пах из-за сахарного диабета. Я узнала об этом случайно, мне никто не хотел говорить, чтобы не травмировать меня, видимо. Я только сейчас начинаю понимать, как ей было тяжело. У неё даже нормальных условии для жизни не было, ни туалета, ни воды. Она была всё время одна. У брата характер неуправляемый, он разругался со всей родней и никому не разрешал приходить к маме, даже запретил общаться с её сестрой по телефону! Я не поддерживала её никак, я сейчас понимаю, что она болела сильно. Как у неё болели все органы, а как она себя чувствовала из-за ноги. А вдруг она чувствовала себя обузой. А я только говорила, что у людей и не такое бывает, ты главное, старайся хоть на протезе ходить, а ей ничего не хотелось. Даже когда она мне говорила, что у неё что-то болит, я не придавала этому значения, а говорила, чтобы она сказала брату, и они поехали в больницу. А она боялась ему говорить, потому что брат постоянно кричал на неё, или она просто не хотела ему доставлять хлопот. Она хотела, чтобы я ей посочувствовала, а я даже этого сделать не могла.
Я виню себя, что редко к ней приезжала. Хотела приехать весной, но забеременела и побоялась ехать из-за скандалов с братом. Виню себя, что она мне звонила очень много в течение всех пяти лет, а я либо не брала трубку, либо у меня был выключен телефон. Сама я ей звонила очень-очень редко. Виню, что кричала на неё очень много в свои подростковый период, говорила страшные слова. Став постарше, всё же не кричала, но разговаривала так, как будто делаю ей одолжение и что я умнее её во всем. Виню, что давала ей мало любви и много чего не рассказывала. А я просто стеснялась это делать. У нас с ней никогда не было теплых и дружественных отношений. Возможно, она сама во многом виновата, что не воспитывала нас с братом, недолюбила,разрешала кричать на себя. В детстве она говорила, что хочет меня сдать в детдом и что жалеет, что меня родила ( у меня нет никакой обиды на это). Она ни к чему в жизни не стремилась и всегда говорила, что нет в жизни счастья. Я думаю, что она ревновала меня к моей второй "маме" (это моя тетя, она помогала деньгами и воспитывала меня хоть и на расстоянии), думала, что я её не люблю.А я люблю их обеих. Я виню себя, что ничего для неё не сделала. У меня перед глазами картина, как я кричу на неё, а она просто молчит и по-доброму просит не кричать. Мне так стыдно за это. Ведь она делала для меня всё, что могла, что было в её силах. Как её научили любить и жить, так она и делала. Виню, что стеснялась её. Всю жизнь мне было стыдно, что она за собой не следит или, что она работала санитаркой перед пенсией (она родила меня в 40).Сейчас я понимаю какой это бред, но тогда мне казалось это целой трагедией.
Ещё я не могу себе простить, что не поехала к ней на похороны и даже не попрощалась с ней. Я испугалась за беременность, у меня некоторые осложнения, я просто побоялась, что если что, то ребенка не спасут. Но сейчас я жалею, что не поехала. Получается, что я снова её предала...
Я так хотела её перевести к себе в Петербург, мы с мужем купили землю и собирались строить дом, я хотела, чтобы она жила с нами, чтобы я хоть чуть-чуть ей любви и тепла дала. Но я не успела. Я не знала, что она умрет. Я так виню себя за всё. Как я себя вела. Я знаю, что я не осознала бы всего этого, если бы её не потеряла. Но я бы так хотела просто упасть перед ней на колени и за всё просить прощения, но я не могу. Прошло три недели и я понимаю, как мне не хватает её звонков, голоса. Я понимаю, что я её больше не обниму. Я очень сильно по ней скучаю.
Из-за её смерти я стала бояться того, что умрут все кого я люблю, и я останусь одна. Страшнее всего то, что я переживаю за ребеночка, который ни в чем не виноват. Я не знаю как успокоиться хотя бы ради него.Я только и делаю, что плачу и совершенно ничего не хочу. Мне кажется всё таким пустым и бессмысленным. И эта ненависть к себе за отношение к ней разъедает меня изнутри.. Я не понимаю как жить дальше и справиться с этим состоянием.

1 ответ
Я чувствую свою вину перед мамой после её смерти
Здравствуйте, Ирина.
Сочувствую вам в вашей утрате.
К сожалению, нам не дано знать будущего, и мы не способны предвидеть все, что может случиться.
У вас были сложные отношения с мамой. И в этом была не только ваша ответственность, но и мамина тоже. Вы испытывали к ней разные противоречивые и тяжелые чувства, вам с ней было тяжело. Наверное по этому вы избегали общения с ней.
Понимаю, ваш страх за ребенка, желание позаботиться о его здоровье.
Сейчас задним числом, вы жалеете о многом в прошлом, т. к. вы уже знаете, что произошло потом. Но когда непосредственно происходили те события в прошлом, они имели свои причины. Не все из этих причин зависели от вас.
Очень много грусти в
Пробовали ли вы представить себе маму и попросить у нее прощения за все, в чем считаете себя виноватой? Вы можете это сделать даже сейчас. Можете сказать ей вслух, как вы скучаете, как любите ее, как хотите ее обнять.
Вы сейчас находитесь в острой стадии переживания горя, потери близкого человека. Вам нужно много поддержки и внимания, заботы. Если ваши близкие могут вам ее дать — это очень хорошо. Не менее важно внимание к себе с вашей собственной стороны.
эта ненависть к себе за отношение к ней разъедает меня изнутри..Я не понимаю как жить дальше и справиться с этим состоянием.
Ненависть к себе это невыносимое разрушительное чувство. Только она одна даже без утраты любимого человека может погрузить вас в глубокую депрессию.
В вашей же ситуации вам тяжелее в несколько раз.
Конечно, ненависть к себе не рождается внезапно просто так вдруг без всяких предпосылок. Чтобы так сильно ненавидеть себя надо научиться этому с детства. Скорее всего эта особенность в самообвинениях и в аутоагрессии присуща вашему характеру. А особенности характера не меняются быстро. Обычно для этого нужна длительная психотерапия.
Однако можно вместе с психологом разобраться в том, как именно вам можно помочь себя поддерживать, а не нападать на себя.
Если вам нужна будет помощь и поддержка в этом, а так же в проживании утраты, обращайтесь ко мне на консультацию. Я буду рада вам помочь.
С уважением, психолог,
Макарова Лола.