+1 1 -1
Дочка 30.03.21 в 15:37
Вина перед умершей мамой
Здравствуйте. В феврале ушла моя Мамочка. Мама долго болела, болезнь была прогрессирующая и неизлечимая. Последние 3 года было обострение болезни, у мамы были постоянные сильные боли, постепенно отказали руки и ноги, почти перестала ходить. В этот период маме требовался постоянный круглосуточный уход. Я старалась как могла и считала, что я делаю всё возможное, но только сейчас я поняла, что не всё, что необходимо было, я тогда делала.
И я часто неправильно поступала по отношению к маме, часто срывалась, могла позволить себе грубое и хамское отношение к маме, простить себе это не могу. У мамы было такое тяжёлое состояние, что в последний год мама неоднократно говорила о том, что хочет уйти. А я всё это не понимала в той мере, что было необходимо. Я жалела маму, плакала о того как маме тяжело, но так чтобы мама не видела, шла на работу или с работы и плакала, старалась позже выйти на работу и раньше прийти с работы, нашла девушку, что заходила иногда к маме в течение дня и помогала маме хотя бы немного.
Но из-за такого физического для меня напряжения часто срывалась, могла плохо вести себя по отношению к маме. Насколько маме было тяжело в этой болезни, насколько часто я была бездушной по отношению к маме, я поняла только сейчас, всё поняла в полной мере. У нас случались и ссоры, и крики, я не всегда после этого, но часто просила маму не обижаться на меня, и мама говорила, что не обижается, жалела меня.
Я столько раз говорила себе, что так нельзя себя вести, но потом это повторялось, и часто начинала скандалы именно я. Я только сейчас поняла, что это говорила не мама, а мамина болезнь, а я в то время обижалась и позволяла себе непозволительное отношение к маме. Я думала больше о себе, всё я уставала, всё недосыпала, всё недоедала, а то как маме тяжело не полностью мной осознавалось. Нужно было думать не о себе, а о маме и понимать как жутко тяжело и больно моей маме.
А последние полгода маминой жизни были самыми тяжёлыми для мамы по состоянию здоровья, поверьте самыми тяжёлыми. Я после ухода Мамы продолжаю чувствовать Маму внутри себя, как будто мы сильно обнимаемся. И только после ухода Мамы я поняла в полной мере как Мама тяжело болела и как я виновата перед Мамой.
Все знакомые говорят только "держись, крепись, уход родителей - это неизбежно, тебе дальше жить и т.д, и т.п" Других слов сочувствия как-то не находят, всё это я осмысливаю сама. После ухода Мамы заказала в церквях и монастырях поминания, службы, как могу стараюсь сама молиться дома. Ощущение сильной вины перед мамой, пустоты и невозврата не дают мне даже вздохнуть.

1 ответ
+1 1 -1
Вина перед умершей мамой
Здравствуйте,
Очень Вам сочувствую, Вы потеряли самого близкого в жизни человека – маму. Мама долго болела, Вы были в постоянном напряжении, а после ее ухода Вас мучает чувство вины. Так часто бывает, мы виним себя за то, что не смогли предотвратить это, что-то не сделали, что-то не сказали или сказали не то…
И я часто неправильно поступала по отношению к маме, часто срывалась
Вы находились в сильном напряжении из-за маминой болезни, ощущали свое бессилие изменить что-либо, и это очень тяжело. Ваши срывы были обусловлены этим, а не злым умыслом. Вы извинялись, и мама Вас прощала, она понимала, что Вам тоже нелегко. Вы заботились о ней: «старалась позже выйти на работу и раньше прийти с работы, нашла девушку, что заходила иногда к маме в течение дня и помогала маме хотя бы немного». Мама ощущала Вашу заботу и, наверняка, ценила это.
Сейчас Вы горюете по маме, и это займет какое-то время. Горевание – это процесс, переживание утраты, потери. Существует несколько стадий горевания, Вы можете прочитать об этом в статье https://psyhelp24.org/perezhit-smert-blizkogo/.  Позаботьтесь о себе в это время, не будьте к себе столь безжалостны, не вините себя. Если хочется плакать - плачьте, слезы приносят обегчение, омывая рану. Посочувствуйте себе, пожалейте, как могли бы пожалеть подругу, если бы она оказалась в подобном положении. Что бы Вы сказали ей, как поддержали бы ее? Скажите это себе, сделайте для себя что-то приятное, побалуйте себя чем-нибудь.
Это хорошо, что Вы чувствуете маму внутри себя, Вы можете опереться на это чувство. Вы также можете поговорить с ней, как с живым человеком, сказать то, что не успели, почувствовать ее ответ. Также хорошо, что Вас поддерживает вера, молитва, обряды. Все это очень важно в это время.
Если понадобится помощь и поддержка, обращайтесь. Моя почта tochka.opory24.vos@yandex.ru.
С уважением, Галина Воскресенская